Взаимосвязь между развитием познавательной деятельности и формированием навыков крупной моторики

Познавательная деятельность маленького ребенка напрямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в дви­жении, и, наблюдая за его деятельностью, мы можем получить представление об уровне развития его мышления. Сенсомоторный этап развития (см. в приложении этапы развития по Пиаже) от­личается высокой корреляцией между развитием восприятия, дви­гательных навыков и мышления.

Восприятие ребенка, основанное на запоминании, анализе и использовании его чувственного опыта, во многом зависит от уровня развития чувствительности. Что касается развития круп­ной моторики, то здесь решающее значение имеют следующие виды чувствительности: кинестетическое чувство (сигналы о не­обходимости сокращения или расслабления мышц в статичной позе и в динамике), проприорецепция — сумма информации, по­ступающей от костно-мышечного аппарата, и вестибулярное чув-


ство, информирующее о положении головы относительно гори­зонтальной поверхности. Анализ этой информации происходит в мозжечке, а ее использование — под контролем зрения, что по­могает сделать позу ребенка устойчивой, а движения точными и координированными.

Особенностью развития человека с синдромом Дауна являет­ся снижение этой глубинной телесной чувствительности, что влияет как на качество движений, так и на развитие познавательной деятельности. При осмыслении и выполнении сложной двигатель­ной задачи, представляющей собой цепочку последовательных дей­ствий, у детей с синдромом Дауна возникают трудности, связан­ные с планированием. Таким детям бывает труднее:

• понять задание (что я должен сделать?) или самостоя-
тельно поставить цель (что я хочу сделать?);

• выбрать способ достижения цели (как я могу этого дос-
4 тичь?);

• определить последовательность действий (что я должен сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне сделать в конце?).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: