Познавательная деятельность маленького ребенка напрямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в движении, и, наблюдая за его деятельностью, мы можем получить представление об уровне развития его мышления. Сенсомоторный этап развития (см. в приложении этапы развития по Пиаже) отличается высокой корреляцией между развитием восприятия, двигательных навыков и мышления.
Восприятие ребенка, основанное на запоминании, анализе и использовании его чувственного опыта, во многом зависит от уровня развития чувствительности. Что касается развития крупной моторики, то здесь решающее значение имеют следующие виды чувствительности: кинестетическое чувство (сигналы о необходимости сокращения или расслабления мышц в статичной позе и в динамике), проприорецепция — сумма информации, поступающей от костно-мышечного аппарата, и вестибулярное чув-
ство, информирующее о положении головы относительно горизонтальной поверхности. Анализ этой информации происходит в мозжечке, а ее использование — под контролем зрения, что помогает сделать позу ребенка устойчивой, а движения точными и координированными.
|
|
Особенностью развития человека с синдромом Дауна является снижение этой глубинной телесной чувствительности, что влияет как на качество движений, так и на развитие познавательной деятельности. При осмыслении и выполнении сложной двигательной задачи, представляющей собой цепочку последовательных действий, у детей с синдромом Дауна возникают трудности, связанные с планированием. Таким детям бывает труднее:
• понять задание (что я должен сделать?) или самостоя-
1и тельно поставить цель (что я хочу сделать?);
• выбрать способ достижения цели (как я могу этого дос-
4 тичь?);
• • определить последовательность действий (что я должен сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне сделать в конце?).