Нарушение познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна носит комплексный характер, что требует и комплексного подхода в работе. Структура и содержание работы адаптационных групп позволяют организовать работу в соответствии с этим требованием. Возможности для подражания действиям других детей и взрослых, высокая мотивационная насыщенность занятий, ощущение безопасности благодаря присутствию одного из родителей создают благоприятные условия для развития когнитивной деятельности.
При организации работы внимание уделяется обследованию ребенка и своевременному решению медицинских проблем (лечение, подбор слуховых аппаратов, очков, общеукрепляющие мероприятия и т. д.). Данные проблемы, несомненно, находятся в сфере внимания специалистов Центра, но решаются вне службы ранней помощи.
В условиях адаптационной группы развитие познавательной деятельности не выделено как специальный раздел и реализуется в процессе комплексного группового занятия следующим образом.
|
|
• Развитие крупной моторики и способности ориентиро-
, ваться в пространстве положительно влияет на глубин-
I ную чувствительность и, уже вторично, на моторное пла-
нирование (см. раздел о крупной моторике).
1 • В процессе логопедического занятия происходит развитие
-4 слухового и зрительного внимания, понимания речи, а
(также стимулируется активная речь. Соединение образа
1„ предмета со словом-названием способствует формирова-
нию представлений и понятий.
• В процессе изобразительной деятельности наряду с усвое
нием конкретных навыков, представляющих собой це-
I. почку последовательных действий, происходит первичное
I знакомство с системой эталонов, развивается ориентиро-
1 вочно-исследовательская деятельность, а также вообра-
жение. На занятиях по комментированному рисованию про-
""'; исходит очевидное для детей слияние фафического обра-•0| за со словом.
• В процессе игры использование адекватной для ребенка
мотивации помогает стимулировать побуждение решать
практические задачи с использованием цепочки игровых
и предметных действий. Благодаря использованию разви
вающих игрушек осуществляется переход от способа пе-
ребирания вариантов к более продуктивному методу проб
' и ошибок. Игра со сборно-разборными игрушками позво-
ляет ребенку понять соотношение части и целого. К концу пребывания в адаптационных группах практически у всех детей наблюдается появление перцептивных дей-
с ствий (примеривание и сравнение).
• Формирование навыков самообслуживания в условиях адап
тационной группы, в основном, реализуется во время
совместной еды. Если учесть, что каждый навык самообс
луживания представляет собой цепочку предметных дей
ствий, направленных на достижение цели, роль данного
направления работы для развития познавательной дея
тельности переоценить трудно.
Содержание и методика работы
по развитию познавательной деятельности \