Организация работы по развитию познавательной деятельности удетей с синдромом Дауна

Нарушение познавательной деятельности у детей с синдро­мом Дауна носит комплексный характер, что требует и комплек­сного подхода в работе. Структура и содержание работы адаптаци­онных групп позволяют организовать работу в соответствии с этим требованием. Возможности для подражания действиям дру­гих детей и взрослых, высокая мотивационная насыщенность за­нятий, ощущение безопасности благодаря присутствию одного из родителей создают благоприятные условия для развития когни­тивной деятельности.

При организации работы внимание уделяется обследованию ребенка и своевременному решению медицинских проблем (лече­ние, подбор слуховых аппаратов, очков, общеукрепляющие ме­роприятия и т. д.). Данные проблемы, несомненно, находятся в сфере внимания специалистов Центра, но решаются вне службы ранней помощи.

В условиях адаптационной группы развитие познавательной деятельности не выделено как специальный раздел и реализуется в процессе комплексного группового занятия следующим образом.

Развитие крупной моторики и способности ориентиро-
, ваться в пространстве положительно влияет на глубин-

I ную чувствительность и, уже вторично, на моторное пла-

нирование (см. раздел о крупной моторике).

1 • В процессе логопедического занятия происходит развитие

-4 слухового и зрительного внимания, понимания речи, а

(также стимулируется активная речь. Соединение образа

1„ предмета со словом-названием способствует формирова-

нию представлений и понятий.

• В процессе изобразительной деятельности наряду с усвое­
нием конкретных навыков, представляющих собой це-

I. почку последовательных действий, происходит первичное

I знакомство с системой эталонов, развивается ориентиро-

1 вочно-исследовательская деятельность, а также вообра-

жение. На занятиях по комментированному рисованию про-


""'; исходит очевидное для детей слияние фафического обра-•0| за со словом.

В процессе игры использование адекватной для ребенка
мотивации помогает стимулировать побуждение решать
практические задачи с использованием цепочки игровых
и предметных действий. Благодаря использованию разви­
вающих игрушек осуществляется переход от способа пе-
ребирания вариантов к более продуктивному методу проб

' и ошибок. Игра со сборно-разборными игрушками позво-

ляет ребенку понять соотношение части и целого. К кон­цу пребывания в адаптационных группах практически у всех детей наблюдается появление перцептивных дей-

с ствий (примеривание и сравнение).

Формирование навыков самообслуживания в условиях адап­
тационной группы, в основном, реализуется во время
совместной еды. Если учесть, что каждый навык самообс­
луживания представляет собой цепочку предметных дей­
ствий, направленных на достижение цели, роль данного
направления работы для развития познавательной дея­
тельности переоценить трудно.

Содержание и методика работы
по развитию познавательной деятельности \


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: