| Возраст | Двигательное развитие | Познавательная деятельность | Интеллектуальное развитие |
| 1 стадия | Лежит на спине | Фиксирует взгляд | Реагирует плачем и |
| 0-1 мес. | рефлекторно за- | криком на сильные | |
| хватывает предмет | раздражители | ||
| 2 стадия | Мелкая моторика: | Тянет руку к иг- | Чувствителен к интона- |
| 1-4 мес. | координация рука-рот, | рушке, бьет по | ции, дает эмоциональ- |
| координация слуха | ней, иногда захва | ную реакцию. | |
| и зрения | тывает. | Гукает, гулит | |
| Крупная моторика: | Зрительные и слу | Различает близких | |
| позы лежа | ховые ориентиро- | людей, знакомые | |
| вочные реакции | предметы | ||
| 3 стадия | Мелкая моторика: | Неспецифические | Начало понимания |
| 4-8 мес. | координация рука- | манипуляции: | речи в ситуации |
| глаз, совершенство- | тянется и берет | Лепечет, говорит на | |
| вание захвата (ладон- | игрушку, сует ее | детском жаргоне. | |
| ный и шепотный) | в рот, стучит, тря- | Первые представления | |
| Крупная моторика: | сет, бросает. По- | о постоянстве объекта | |
| переворачивается, | явление специфи- | (ждет появления объ- | |
| ползает, сидит, стон- | ческих манипуля- | екта) Начало понима- | |
| ций | ния причины и след- | ||
| ствия | |||
| 4 стадия | Мелкая моторика: | Появление целе- | Начало понимания слов |
| 8-12 мес. | захват в форме щепо- | направленных дей | вне ситуации Первые |
| ти и пинцета, в дея- | ствий подражанш | слова. Постоянство | |
| тельности двигает | действиям окру- | объекта: ищет там. где | |
| всей рукой от плеча. | жающих, исследо- | находил раньше. Начало | |
| Крупная моторика | вательские дейст- | планирования: цели, | |
| ползает, сидит, стой | г, | вия средства и способы | |
| начинает ходить | выполнения. | ||
| Предвидит результат |
Продолжение табл. 7
| \ | |||
| 5 стадия | Мелкая моторика: | Цепочка целена- | Понимание слов и |
| 12-8 мес. | использует все виды | правленных дейст- | предложений вне ситу- |
| захватов, совершая | вий, интерес к | ации. Формирование | |
| движения, двигает | свойствам предме- | активной речи | |
| предплечьем. | тов, использова- | Постоянство объекта: | |
| Крупная моторика: | ние метода проб и | целенаправленный по- | |
| нагибается и присе- | ошибок для дости | иск в разных местах. | |
| дает, чтобы взять | жения желаемой | Гибкое планирование. | |
| предмет, залезает на | цели. | изменение способа | |
| возвышение, взбира- | действий и подбора | ||
| ется по лестнице | средств в зависимости | ||
| от наличных условий | |||
| 6 стадия | Мелкая моторика: | Усложнение цепо- | Создание фундамента |
| 18-24 мес | переход к динамичес- | чек предметных и | языка и устной речи |
| ким захватам, по- | игровых действий. | Переход от метода проб | |
| прежнему требуется | Игра с предметами- | к примериванию и | |
| стабилизация запястья | заменителями и | зрительной ориенти- | |
| Крупная моторика: | воображаемыми | ровке. | |
| бегает, стоит на од- | объектами. | Анализ, синтез, срав- | |
| ной ноге, во время | Использование | нение (выделение | |
| ходьбы держит в ру- | перцептивных | сходства и различия, | |
| ках предметы | действий | выделение части и | |
| целого) | |||
| 2 года — | Совершенствование | Развитие разных | Развитие языка, вклю- |
| 7 лет | объема и качества | видов деятельности: | чение в игру ребенка |
| движений | 1) игра; | этапа «проговаривания | |
| К трем годам согла- | 2) навыки само- | действия», отсроченная | |
| сованная деятель- | обслуживания; | имитация, внутренняя | |
| ность рук, доми- | 3) бытовой труд; | имитация (основа об- | |
| нантная рука. | 4) продуктивная | разного мышления). | |
| деятельность | Понимание прошлого, | ||
| последовательности | |||
| событий и причинно- | |||
| следственной связи |
Примечание. Период от двух до семи лет, названный Ж. Пиаже «доопера-торным», у детей с синдромом Дауна наступает после трех лет и потому не рассматривается нами подробно






