Возраст | Двигательное развитие | Познавательная деятельность | Интеллектуальное развитие |
1 стадия | Лежит на спине | Фиксирует взгляд | Реагирует плачем и |
0-1 мес. | рефлекторно за- | криком на сильные | |
хватывает предмет | раздражители | ||
2 стадия | Мелкая моторика: | Тянет руку к иг- | Чувствителен к интона- |
1-4 мес. | координация рука-рот, | рушке, бьет по | ции, дает эмоциональ- |
координация слуха | ней, иногда захва | ную реакцию. | |
и зрения | тывает. | Гукает, гулит | |
Крупная моторика: | Зрительные и слу | Различает близких | |
позы лежа | ховые ориентиро- | людей, знакомые | |
вочные реакции | предметы | ||
3 стадия | Мелкая моторика: | Неспецифические | Начало понимания |
4-8 мес. | координация рука- | манипуляции: | речи в ситуации |
глаз, совершенство- | тянется и берет | Лепечет, говорит на | |
вание захвата (ладон- | игрушку, сует ее | детском жаргоне. | |
ный и шепотный) | в рот, стучит, тря- | Первые представления | |
Крупная моторика: | сет, бросает. По- | о постоянстве объекта | |
переворачивается, | явление специфи- | (ждет появления объ- | |
ползает, сидит, стон- | ческих манипуля- | екта) Начало понима- | |
ций | ния причины и след- | ||
ствия | |||
4 стадия | Мелкая моторика: | Появление целе- | Начало понимания слов |
8-12 мес. | захват в форме щепо- | направленных дей | вне ситуации Первые |
ти и пинцета, в дея- | ствий подражанш | слова. Постоянство | |
тельности двигает | действиям окру- | объекта: ищет там. где | |
всей рукой от плеча. | жающих, исследо- | находил раньше. Начало | |
Крупная моторика | вательские дейст- | планирования: цели, | |
ползает, сидит, стой | г, | вия средства и способы | |
начинает ходить | выполнения. | ||
Предвидит результат |
Продолжение табл. 7
|
|
\ | |||
5 стадия | Мелкая моторика: | Цепочка целена- | Понимание слов и |
12-8 мес. | использует все виды | правленных дейст- | предложений вне ситу- |
захватов, совершая | вий, интерес к | ации. Формирование | |
движения, двигает | свойствам предме- | активной речи | |
предплечьем. | тов, использова- | Постоянство объекта: | |
Крупная моторика: | ние метода проб и | целенаправленный по- | |
нагибается и присе- | ошибок для дости | иск в разных местах. | |
дает, чтобы взять | жения желаемой | Гибкое планирование. | |
предмет, залезает на | цели. | изменение способа | |
возвышение, взбира- | действий и подбора | ||
ется по лестнице | средств в зависимости | ||
от наличных условий | |||
6 стадия | Мелкая моторика: | Усложнение цепо- | Создание фундамента |
18-24 мес | переход к динамичес- | чек предметных и | языка и устной речи |
ким захватам, по- | игровых действий. | Переход от метода проб | |
прежнему требуется | Игра с предметами- | к примериванию и | |
стабилизация запястья | заменителями и | зрительной ориенти- | |
Крупная моторика: | воображаемыми | ровке. | |
бегает, стоит на од- | объектами. | Анализ, синтез, срав- | |
ной ноге, во время | Использование | нение (выделение | |
ходьбы держит в ру- | перцептивных | сходства и различия, | |
ках предметы | действий | выделение части и | |
целого) | |||
2 года — | Совершенствование | Развитие разных | Развитие языка, вклю- |
7 лет | объема и качества | видов деятельности: | чение в игру ребенка |
движений | 1) игра; | этапа «проговаривания | |
К трем годам согла- | 2) навыки само- | действия», отсроченная | |
сованная деятель- | обслуживания; | имитация, внутренняя | |
ность рук, доми- | 3) бытовой труд; | имитация (основа об- | |
нантная рука. | 4) продуктивная | разного мышления). | |
деятельность | Понимание прошлого, | ||
последовательности | |||
событий и причинно- | |||
следственной связи |
Примечание. Период от двух до семи лет, названный Ж. Пиаже «доопера-торным», у детей с синдромом Дауна наступает после трех лет и потому не рассматривается нами подробно
|
|