Ь 2.5.Развитие познавательной деятельности

/ (когнитивное развитие)

Развитие познавательной деятельности
^ у детей раннего возраста

Начальный этап развития познавательной деятельности по­лучил название наглядно-действенного или конкретно чувствен­ного. По классификации Ж. Пиаже это — сенсомоторная стадия. (См. описание стадий в Приложении.) Этот этап основывается на чувственном и двигательном опыте ребенка. Развитие происходит в следующей последовательности.

• Действия, которые младенцы производят с игрушками, хаотичны и не зависят от назначения предметов. Много­кратно повторяя их, младенец иногда достигает результа-


<*»*рл'~>ь та, который доставляет ему удовольствие. К примеру, ма­лыш слышит звук, который издает погремушка, когда он по ней ударяет.

• Постепенно движения малыша становятся целенаправлен­
ными. Теперь он ставит перед собой цель (например,
ударить по игрушке, чтобы она загремела) и знает, как
это сделать.

• Затем ребенка ждет еще одно открытие. Оказывается,
люди и предметы, исчезая из поля зрения, продолжают
существовать. Понять это помогают разные игры «в прят­
ки», а многократное повторение одного и того же дей­
ствия обучает ребенка предвидеть, что произойдет даль­
ше

• Ребенок становится все более любознательным исследо­
вателем: он трогает руками кашу, размазывает ее по сто­
лу, бросает на пол ложку или выбрасывает из манежа
игрушки. Малышу очень важно как именно падают пред­
меты, какой они издают при этом звук и многое другое,
что уже давно не воспринимается взрослыми как что-то
новое и интригующее. Ребенок ищет новые способы взаи­
модействия с разными предметами, учится перестраи­
вать способы достижения цели, связывая их с изменив­
шейся ситуацией, то есть вступает в период истинно мыс­
лительной деятельности. Чтобы решить простые практи­
ческие задачи, малыш использует метод проб и ошибок,
а затем, на основании приобретенного опыта, делает са­
мостоятельный вывод.

Из всего перечисленного выше мы видим, как происходит постепенный переход от действий к осознанной целенаправлен­ной деятельности с учетом постоянства объекта, а также с пони­манием причинно-следственной зависимости.

Последовательность совершенствования процесса мышления на данном этапе можно продемонстрировать на заданиях «Почто­вый ящик» или «Доска Сегена», где требуется подобрать формоч­ку к отверстию.

1-й уровень - «Метод силы». Если фигурка не входит в отвер­стие, ребенок изо всех сил давит на нее. Предложите ему попробо­вать соседнее отверстие, обрадуйтесь вместе с ним, если фигурка попадет в окошечко.

2-й уровень - «Метод удачной дырки». Малыш запомнил, к какому отверстию подошла фигурка. Теперь он старается опускать


фигурки только в него. Это значит, что он сделал очень важный вывод, из которого следует, что отверстия разные. Теперь он дол­жен понять, что фигурка тоже имеет значение. Чередование двух разных фигурок поможет ему понять, что для каждой из них есть свое отверстие.

3-й уровень — «Метод проб и ошибок». Ребенок берет фигурку и последовательно пробует протолкнуть ее в отверстия, пока его попытки не принесут положительного результата. Здесь важно, чтобы малыш не хаотично, а последовательно перебирал отвер­стия, пока не найдет подходящего к фигурке.

4-й уровень — «Перцептивные способы» (примеривание и зри­тельная ориентировка). На этом этапе дети проделывают дей­ствия не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции позволяют решать практические задачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок смот­рит на фигурку и на отверстие, мысленно соотносит их, потом выполняет задание, при этом подыскивая только ракурс (при­меривание) или определяя ракурс заранее (зрительная ориенти­ровка).

Этот уровень представляет собой переход от конкретно-чув­ственного (наглядно-действенного) к наглядно-образному мышлению.

Параллельно с совершенствованием способа выполнения фор­мируется цепочка последовательных действий. На примере выполнения задания «почтовый яшик» можно продемонстри­ровать одну из множества последовательностей: открывает ящик, достает фигурки, кладет их на стол, закрывает яшик, берет одну фигурку, опускает фигурку в отверстие, берет сле­дующую фигурку и т.д. Позже, при наличии у ребенка устой­чивого замысла, будут наблюдаться цепочка последовательных действий, направленных на поиск желаемой игрушки, попытки ее достать, обыгрывание, если удалось это сделать. Для ребенка возможен другой способ получения игрушки: привлечение помо­щи взрослого. Эти и другие способы требуют от ребенка плани­рования действий.

• Понимание задания или самостоятельная постановка
! цели.

• Выбор способа достижения цели.

• Определение последовательности действий.

• Выполнение цепочки последовательных действий с от­
брасыванием неудачных вариантов, то есть так называе­
мые «продуктивные пробы».


Наличие в опыте ребенка множества подобных ситуаций позволяет ему сделать цепочку действий более рациональной и короткой, часть действий будет проходить во внутреннем плане, в виде припоминания. Как видно из описания последовательности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, суще­ствует тесная взаимосвязь между уровнем развития крупной и мелкой моторики, речи, мышления и формирования предметной деятельности, лежащей в основе познания. Более очевидно это прослеживается при рассмотрении сводной таблицы, составлен­ной нами на основе классификации Ж. Пиаже.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: