/ (когнитивное развитие)
Развитие познавательной деятельности
^ у детей раннего возраста
Начальный этап развития познавательной деятельности получил название наглядно-действенного или конкретно чувственного. По классификации Ж. Пиаже это — сенсомоторная стадия. (См. описание стадий в Приложении.) Этот этап основывается на чувственном и двигательном опыте ребенка. Развитие происходит в следующей последовательности.
• Действия, которые младенцы производят с игрушками, хаотичны и не зависят от назначения предметов. Многократно повторяя их, младенец иногда достигает результа-
<*»*рл'~>ь та, который доставляет ему удовольствие. К примеру, малыш слышит звук, который издает погремушка, когда он по ней ударяет.
• Постепенно движения малыша становятся целенаправлен
ными. Теперь он ставит перед собой цель (например,
ударить по игрушке, чтобы она загремела) и знает, как
это сделать.
• Затем ребенка ждет еще одно открытие. Оказывается,
люди и предметы, исчезая из поля зрения, продолжают
существовать. Понять это помогают разные игры «в прят
ки», а многократное повторение одного и того же дей
ствия обучает ребенка предвидеть, что произойдет даль
ше
|
|
• Ребенок становится все более любознательным исследо
вателем: он трогает руками кашу, размазывает ее по сто
лу, бросает на пол ложку или выбрасывает из манежа
игрушки. Малышу очень важно как именно падают пред
меты, какой они издают при этом звук и многое другое,
что уже давно не воспринимается взрослыми как что-то
новое и интригующее. Ребенок ищет новые способы взаи
модействия с разными предметами, учится перестраи
вать способы достижения цели, связывая их с изменив
шейся ситуацией, то есть вступает в период истинно мыс
лительной деятельности. Чтобы решить простые практи
ческие задачи, малыш использует метод проб и ошибок,
а затем, на основании приобретенного опыта, делает са
мостоятельный вывод.
Из всего перечисленного выше мы видим, как происходит постепенный переход от действий к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта, а также с пониманием причинно-следственной зависимости.
Последовательность совершенствования процесса мышления на данном этапе можно продемонстрировать на заданиях «Почтовый ящик» или «Доска Сегена», где требуется подобрать формочку к отверстию.
1-й уровень - «Метод силы». Если фигурка не входит в отверстие, ребенок изо всех сил давит на нее. Предложите ему попробовать соседнее отверстие, обрадуйтесь вместе с ним, если фигурка попадет в окошечко.
2-й уровень - «Метод удачной дырки». Малыш запомнил, к какому отверстию подошла фигурка. Теперь он старается опускать
|
|
фигурки только в него. Это значит, что он сделал очень важный вывод, из которого следует, что отверстия разные. Теперь он должен понять, что фигурка тоже имеет значение. Чередование двух разных фигурок поможет ему понять, что для каждой из них есть свое отверстие.
3-й уровень — «Метод проб и ошибок». Ребенок берет фигурку и последовательно пробует протолкнуть ее в отверстия, пока его попытки не принесут положительного результата. Здесь важно, чтобы малыш не хаотично, а последовательно перебирал отверстия, пока не найдет подходящего к фигурке.
4-й уровень — «Перцептивные способы» (примеривание и зрительная ориентировка). На этом этапе дети проделывают действия не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции позволяют решать практические задачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок смотрит на фигурку и на отверстие, мысленно соотносит их, потом выполняет задание, при этом подыскивая только ракурс (примеривание) или определяя ракурс заранее (зрительная ориентировка).
Этот уровень представляет собой переход от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к наглядно-образному мышлению.
Параллельно с совершенствованием способа выполнения формируется цепочка последовательных действий. На примере выполнения задания «почтовый яшик» можно продемонстрировать одну из множества последовательностей: открывает ящик, достает фигурки, кладет их на стол, закрывает яшик, берет одну фигурку, опускает фигурку в отверстие, берет следующую фигурку и т.д. Позже, при наличии у ребенка устойчивого замысла, будут наблюдаться цепочка последовательных действий, направленных на поиск желаемой игрушки, попытки ее достать, обыгрывание, если удалось это сделать. Для ребенка возможен другой способ получения игрушки: привлечение помощи взрослого. Эти и другие способы требуют от ребенка планирования действий.
• Понимание задания или самостоятельная постановка
! цели.
• Выбор способа достижения цели.
• Определение последовательности действий.
• Выполнение цепочки последовательных действий с от
брасыванием неудачных вариантов, то есть так называе
мые «продуктивные пробы».
Наличие в опыте ребенка множества подобных ситуаций позволяет ему сделать цепочку действий более рациональной и короткой, часть действий будет проходить во внутреннем плане, в виде припоминания. Как видно из описания последовательности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, существует тесная взаимосвязь между уровнем развития крупной и мелкой моторики, речи, мышления и формирования предметной деятельности, лежащей в основе познания. Более очевидно это прослеживается при рассмотрении сводной таблицы, составленной нами на основе классификации Ж. Пиаже.
Таблица 7