Особое внимание при развитии восприятия уделяется формированию целостного образа

Здесь работа ведется в следующих направлениях:

• Узнавание объекта по общему образу, без выделения раз­
личных характеристик.

• Обследование объекта с помощью различных анализато­
ров с целью выделения его свойств и качеств, выполне­
ние заданий по группировке, а позже - по классифика­
ции и сериации (ряд предметов, выстроенный по прин­
ципу убывания или возрастания одного из свойств).

• Соединения двигательного, тактильного, зрительного и
слухового образов в один целостный образ и соединение
целостного образа с названием (жест и слово).

Приведем конкретный пример: если вначале малыша просят найти мишку, то после проведения всех этапов работы он сможет найти большого лохматого мишку или маленького мишку с крас­ным бантиком.

3. Игры, направленные на развитие внимания и памяти, учи­тывают сохранную у детей с синдромом Дауна зрительно-двига­тельную память. Начало работы в основном характеризуется ис­пользованием большого количества наглядности, обязательным включением усвоенного материала в повседневную деятельность и свободную игру. Продемонстрировав новый предмет или игруш­ку, а также способы взаимодействия с ним, мы создаем ситуа­цию, в которой ребенок может сам обыграть или использовать новый для него объект. Постепенно работа смещается на развитие слуховой памяти, а в случае затруднения подключается зритель­но-двигательный канал памяти. В качестве примера можно приве-


сти задание «На чем я играю?», в котором используются два раз­личных по зрительному и звуковому признаку инструмента (ба­рабан и дудочка). Последовательность работы следующая.

• Создание слухо-зрительного образа каждого инструмента:
знакомство с внешним видом, способом игры на нем и
характером звучания.

• Соединение образа с соответствующим словом и жестом.
г Педагог играет на инструменте, дети жестом и звукопод­
ражанием обозначают происходящее. Это длительный этап,
проходящий все стадии от подражания до спонтанного
называния, который подробно описан в разделе, посвя-

/ щенном формированию речи и общения.

• Выполнение задания на слухо-зрительное различение, пред­
ставляющего собой попеременную игру педагога на бара-

, • бане и дудочке, проводится до тех пор, пока дети не

научатся безошибочно обозначать с помощью жеста и зву­коподражания инструмент, на котором в данный момент играет педагог.

• Различение звучания на слух. Дети могут ответить, что за
инструмент звучит, указав на соответствующую картин­
ку, или с помощью звукоподражания и жеста. В случае
затруднения можно снова вернуться к слухо-зрительному
предъявлению. Хорошим способом является восприятие
на слух звучания в сочетании с рассматриванием изобра­
жений инструментов.

4. Дидактические игры, развивающие мышление (сравнение,
обобщение, классификация, выявление причинно-следственной связи)

Такого рода игры уже упоминались нами в работе по разви­тию восприятия. Здесь следует особо подчеркнуть работу над обоб­щением образов, формированием представлений и понятий, а также сравнений реального объекта и его изображения на логопедичес­кой части занятия (см. описание работы над пониманием речи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: