Деятельность ребенка, являющаяся показателем развития, должна быть обеспечена достаточным уровнем двигательного развития, с одной стороны, и пониманием, запоминанием и осмыслением происходящего, с другой. В свою очередь, от формирования дея-
Тельности зависит развитие двигательной и интеллектуальной сферы.
Особенности развития познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна
Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение когнитивного развития. Вместе с тем, они обладают достаточно большим потенциалом для обучения. Зная закономерности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, а также причины ее нарушения у таких детей, мы можем выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.
Проводя анализ развития детей с синдромом Дауна на основе классификации Ж. Пиаже, исследователи (Саг/ ^. Вип$1; Саго1уп В, Мегп 51) отмечают следующие моменты.
• Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии разви
тия, что и обычно развивающийся ребенок.
|
|
• Формирование их идет тем же путем, что и у обычно
развивающегося сверстника, однако ребенок с синдро
мом Дауна дольше находится на каждой стадии развития.
• Включение усвоенных навыков в деятельность происхо
дит на основе тех же принципов, что и в норме.
• Характерный для нормы регресс, сопровождающий пере
ход от стадии к стадии, у детей с синдромом Дауна более
долгий и заметный. Особенно страдают не отдельные на
выки, а их единство и взаимодействие.
• Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки,
в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с
синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а
быть значительно разнесены во времени. К примеру, у
обычно развивающегося ребенка появление специфичес
ких манипуляций возникает в том же возрасте, что и
ползанье. Очевидно, что такое сочетание дает возможнос
ти для интенсивного развития исследовательской деятель
ности. У детей с синдромом Дауна ползанье может воз
никнуть позже, чем специфические манипуляции.
Рассмотрим более подробно факторы, влияющие на развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.
Ощущения и восприятие формируются на обедненной сенсорной основе.
• Для детей с синдромом Дауна типично снижение глу
бинной (проприоцептивной, кинестетической и вестибу
лярной) чувствительности при относительно сохранной
тактильной чувствительности и более высокие, чем в нор
ме, пороги ощущения и восприятия.
• Относительно часто встречаются нарушения зрительного
восприятия в виде физических нарушений зрения (мио
пия, астигматизм и т. д.)
|
|
• Возможны трудности в согласованном движении глаз и
фиксации взгляда на объекте.
• Снижение слуха, часто встречающееся у малышей, также
отрицательно влияет на накопление чувственного опыта.
• Из-за позднего развития ползанья и ходьбы может быть
нарушено дистантное зрение.
Восприятие
• Снижен темп восприятия — требуется более длительное
время для узнавания объекта.
• Ограничен объем информации, которую может воспри
нять ребенок в процессе занятия.
• Нарушена целостность восприятия вследствие нарушения
совмещения образов, полученных от одного и несколь
ких анализаторов.
Внимание
• Нарушения слуха и зрения или даже просто плохое само
чувствие могут значительно повлиять на внимание ребен
ка.
• Неустойчивость позы, в которой находится ребенок, мо
жет быть причиной нарушения внимания.
Память
• Осложнен переход из кратковременной и оперативной
памяти в долговременную.
• Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.
• Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый
высокий уровень запоминания.
н«»*»» Аффективная память не имеет значительных отклонений.
• Больше всего страдает извлечение информации.
• Для запоминания требуется большое количество повторе
ний.
Мышление
Навыки мыслительной деятельности у ребенка раннего возраста формируются в тесной взаимосвязи с общим развитием. Все особенности, характерные для ребенка с синдромом Дауна, находят свое отражение в особенностях развития мышления.
• Отставание и своеобразие развития мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации отрицательно ска
зываются на формировании поисковых способов ориен
тировки и исследования окружающей среды.
• Позднее формирование ползанья и ходьбы снижает воз
можности исследования окружающего мира, нарушает
развитие способности планировать действия Описывая
развитие крупной моторики, мы уже упоминали, что
для выполнения цепочки последовательных действий, на
правленной на достижение цели, ребенок должен прояс
нить для себя следующее: «Что я должен или хочу сде
лать?», «Как я могу этого достичь?», «Что я должен
сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне
сделать в конце?». В основе такого осознанного планиро
вания лежит неосознанное, базирующееся на сенсорно-
двигательном опыте малыша. Если понаблюдать за пове
дением малыша с синдромом Дауна, нетрудно заметить,
что необходимость планировать действия вызывает у него
затруднения уже на этом этапе, что отрицательно ска
зывается на формировании целенаправленной деятель
ности.
• Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицатель
но сказываются на процессе формирования представле
ний. Понятийный уровень мышления, предполагающий
соединение представления со словом, из-за задержки ре
чевого развития появляется позже.
• Трудности возникают, когда нужно объединить новую
информацию с уже изученным материалом.
• Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из
одной ситуации в другую.
• Резко уменьшен объем информации, полученной из са
мостоятельных наблюдений. В основном ребенок знает то,
! чему его специально учили.