Анализ данных позволяет сделать следующий вывод

Деятельность ребенка, являющаяся показателем развития, дол­жна быть обеспечена достаточным уровнем двигательного разви­тия, с одной стороны, и пониманием, запоминанием и осмыслением происходящего, с другой. В свою очередь, от формирования дея-


Тельности зависит развитие двигательной и интеллектуальной сферы.

Особенности развития познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нару­шение когнитивного развития. Вместе с тем, они обладают доста­точно большим потенциалом для обучения. Зная закономерности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, а так­же причины ее нарушения у таких детей, мы можем выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потен­циал каждого ребенка.

Проводя анализ развития детей с синдромом Дауна на основе классификации Ж. Пиаже, исследователи (Саг/ ^. Вип$1; Саго1уп В, Мегп 51) отмечают следующие моменты.

• Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии разви­
тия, что и обычно развивающийся ребенок.

• Формирование их идет тем же путем, что и у обычно
развивающегося сверстника, однако ребенок с синдро­
мом Дауна дольше находится на каждой стадии развития.

• Включение усвоенных навыков в деятельность происхо­
дит на основе тех же принципов, что и в норме.

• Характерный для нормы регресс, сопровождающий пере­
ход от стадии к стадии, у детей с синдромом Дауна более
долгий и заметный. Особенно страдают не отдельные на­
выки, а их единство и взаимодействие.

• Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки,
в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с
синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а
быть значительно разнесены во времени. К примеру, у
обычно развивающегося ребенка появление специфичес­
ких манипуляций возникает в том же возрасте, что и
ползанье. Очевидно, что такое сочетание дает возможнос­
ти для интенсивного развития исследовательской деятель­
ности. У детей с синдромом Дауна ползанье может воз­
никнуть позже, чем специфические манипуляции.

Рассмотрим более подробно факторы, влияющие на развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.


Ощущения и восприятие формируются на обедненной сенсорной основе.

• Для детей с синдромом Дауна типично снижение глу­
бинной (проприоцептивной, кинестетической и вестибу­
лярной) чувствительности при относительно сохранной
тактильной чувствительности и более высокие, чем в нор­
ме, пороги ощущения и восприятия.

• Относительно часто встречаются нарушения зрительного
восприятия в виде физических нарушений зрения (мио­
пия, астигматизм и т. д.)

• Возможны трудности в согласованном движении глаз и
фиксации взгляда на объекте.

• Снижение слуха, часто встречающееся у малышей, также
отрицательно влияет на накопление чувственного опыта.

• Из-за позднего развития ползанья и ходьбы может быть
нарушено дистантное зрение.

Восприятие

• Снижен темп восприятия — требуется более длительное
время для узнавания объекта.

• Ограничен объем информации, которую может воспри­
нять ребенок в процессе занятия.

• Нарушена целостность восприятия вследствие нарушения
совмещения образов, полученных от одного и несколь­
ких анализаторов.

Внимание

• Нарушения слуха и зрения или даже просто плохое само­
чувствие могут значительно повлиять на внимание ребен­
ка.

• Неустойчивость позы, в которой находится ребенок, мо­
жет быть причиной нарушения внимания.

Память

• Осложнен переход из кратковременной и оперативной
памяти в долговременную.

• Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.

• Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый
высокий уровень запоминания.


н«»*»» Аффективная память не имеет значительных отклонений.

• Больше всего страдает извлечение информации.

• Для запоминания требуется большое количество повторе­
ний.

Мышление

Навыки мыслительной деятельности у ребенка раннего воз­раста формируются в тесной взаимосвязи с общим развитием. Все особенности, характерные для ребенка с синдромом Дауна, нахо­дят свое отражение в особенностях развития мышления.

• Отставание и своеобразие развития мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации отрицательно ска­
зываются на формировании поисковых способов ориен­
тировки и исследования окружающей среды.

• Позднее формирование ползанья и ходьбы снижает воз­
можности исследования окружающего мира, нарушает
развитие способности планировать действия Описывая
развитие крупной моторики, мы уже упоминали, что
для выполнения цепочки последовательных действий, на­
правленной на достижение цели, ребенок должен прояс­
нить для себя следующее: «Что я должен или хочу сде­
лать?», «Как я могу этого достичь?», «Что я должен
сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне
сделать в конце?». В основе такого осознанного планиро­
вания лежит неосознанное, базирующееся на сенсорно-
двигательном опыте малыша. Если понаблюдать за пове­
дением малыша с синдромом Дауна, нетрудно заметить,
что необходимость планировать действия вызывает у него
затруднения уже на этом этапе, что отрицательно ска­
зывается на формировании целенаправленной деятель­
ности.

• Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицатель­
но сказываются на процессе формирования представле­
ний. Понятийный уровень мышления, предполагающий
соединение представления со словом, из-за задержки ре­
чевого развития появляется позже.

 

• Трудности возникают, когда нужно объединить новую
информацию с уже изученным материалом.

• Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из
одной ситуации в другую.


• Резко уменьшен объем информации, полученной из са­
мостоятельных наблюдений. В основном ребенок знает то,

! чему его специально учили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: