Мы не ставили своей задачей точный подсчет часов, отводимых на каждую тему. Опыт показал, что состав детей, посещающих адаптационную группу, влияет не только на темпы прохождения материала, но и на особенности методики. В то же время мы сочли возможным разбить весь материал на шесть блоков, по три на каждый год обучения.
В программе предусмотрено регулярное прослеживание динамики развития каждого ребенка и группы в целом. Поэтому в начале каждого блока предусмотрено тестирование и обсуждение динамики детей и конкретизация содержания программы следующего блока.
Примечание. Таблицы обследования помещены в приложении.
Содержание программы первого года обучения Младшая адаптационная группа (18 мес. — 2-3 года)
Общие цели
• Стимулировать общее развитие каждого ребенка, посе
щающего группу.
• Повысить уровень самостоятельности малышей.
• Сформировать мотивацию и умение взаимодействовать с
новым окружением.
• Развивать тонкую и крупную моторику ребенка.
|
|
• Способствовать социализации ребенка, формировать на
выки общения, стимулировать исследовательскую деятель
ность детей.
• Обеспечивать информационную, психологическую и пе
дагогическую поддержку родителей.
Навыки, необходимые для реализации целей
Навыки нахождения в группе
• Самостоятельное желание взаимодействовать с окружаю
щим миром.
• Умение сделать выбор (игрушки, вида деятельности).
• Положительное отношение к родителям других детей.
• Наблюдение за игрой других детей в группе.
• Участие в игре маленькими группами и парной игре.
• Участие в играх на чередование.
• Понимание последовательности и предвидение следую
щего события при постоянной структуре занятия.
• Умение работать за столом.
• Навыки участия в коллективном рисовании, лепке, апп
ликации.
Л*
Навыки, необходимые для обучения
• Развитие внимания и сосредоточения на задании.
• Наблюдение за последовательностью происходящего.
• Понимание структуры, правил игры и предвидение сле
дующего шага.
5 • Взаимодействие со взрослыми: педагогами, родителями.
-»;•? •* Коммуникативные навыки
^ом • Использование в общении вербальных и невербальных ы-й4 средств, включающих осознание пространства, контакт мя глаз, прикосновения, паузы.
• Понимание принадлежности и последовательности.
^п*> • Самостоятельное выполнение простых, знакомых инструкций.
• Сосредоточение внимания на говорящем.
~Ч~л • Соблюдение очередности.
Физическое развитие. Профилактика и коррекция двигательных нарушений, характерных при синдроме Дауна. чм Крупная моторика и ориентировка в пространстве
|
|
• Знакомство со схемой тела.
,-,, • Развитие чувства равновесия (баланс).
• Ориентировка в пространстве, свободное и произвольное
перемещение в помещении группы.
• Сенсорная программа (тактильно-двигательное восприя
тие)
Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация
• Совершенствование захвата.
• Координация «рука-глаз».
• Развитие силы и точности движений пальцев рук, запяс
тий, рук и верхней части туловища.
Самообслуживание
• Формирование навыков самостоятельной еды.
• Формирование навыков одевания.
• Приучение к горшку.
• Формирование навыков умывания и чистки зубов.
I блок
Содержание
Логопедическое занятие Задачи
Учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение.
Обращать внимание на появление и исчезновение объекта.
Работать над пониманием обращенной речи — учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.
Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний. В ответ на вопросы «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?» отвечать по подражанию, используя жест и/или звукоподражания.
Учить дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей.
Оборудование
Сундук, колокольчик, игрушки: мишка, зайка, машина, курочка.
Речевой материал Существительные
Люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя. Игрушки: мишка, зайка, машина, курочка.
Музыкальные инструменты: колокольчик.
Глаголы: пай, на, смотри, клюет, едет, позвони, здравствуй, попрощайся (до свидания, пока).
Песенки: приветственная песенка.
Игры и задания
«Позвони в колокольчик», «Кто к нам пришел», «Где миш<-ка?», «Попрощайся с зайкой».
Свободная игра *
г«и Задачи
Формировать адекватные манипуляции с игрушками.
Привлекать внимание каждого ребенка, к происходящему вокруг, в том числе и к игре других детей.
Формировать взаимодействие со взрослыми, побуждать при необходимости прибегать к помощи взрослых, используя жесты, звукоподражания.
Оборудование
Твистер с яркими шариками, машина, мягкие игрушки, музыкальные развивающие центры, мыльные пузыри.
Задачи
Приучать слушать простые песенки.
Учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости, совмещенных действий.
Развивать умение начинать действовать (бить в бубен), дождавшись своей очереди.
Оборудование: бубен, курочка.
Песенки: «Бубен», «Вышла курочка гулять», «Если нравится
тебе».
Музыкальное занятие Задачи
Воспитывать интерес к музыкальному звучанию.
Учить по сигналу гонга брать из коробочки погремушки, колокольчики, совершать движения под музыку.
Привлекать внимание детей к действиям друг друга.
Учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.
Способствовать развитию крупной моторики и ориентировки в пространстве.
Оборудование.
Магнитофон, кассеты с записями плясовых мелодий и песен, коробочка с погремушками, большое настенное зеркало.
Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки (физкультурное занятие) Задачи
Стимулировать двигательную активность детей.
Учить ориентироваться в помещении группы
Стимулировать перемещение по группе любыми доступными детям способами.
Стимулировать появление новых движений, работать над качеством движений, предупреждая и корректируя нарушения.
Работать над равновесием в статических и динамических позах
Побуждать к смене поз, требующих поворота в бедрах.
Формировать простую цепочку действий.
Оборудование
Устойчивая мебель, дорожка для ползанья, приспособления для ходьбы с опорой, мягкие модули, трубы для проползания, балансир, валик.
|
|
Музыкальные игрушки: колокольчик, бубен.
Яркие игрушки: мячи с бубенчиками, заводные игрушки со звуковым эффектом.
Формируемые умения
• Садиться из положения лежа.
• Ползанье на четвереньках и ходьба с опорой на стопы и
ладони (как медведь)
• Садиться из позы на четвереньках.
• Вставать к опоре с четверенек.
• Вставать через колено.
• Садиться из позы стоя, сгибая колени.
• Ходить за две руки
1' • Ходить за одну руку.
• Ходить с опорой на устойчивую каталку.
• Передвигаться в определенном направлении.