Программа работы адаптационных групп реализуется в течение двух лет

Мы не ставили своей задачей точный подсчет часов, отводи­мых на каждую тему. Опыт показал, что состав детей, посещаю­щих адаптационную группу, влияет не только на темпы прохож­дения материала, но и на особенности методики. В то же время мы сочли возможным разбить весь материал на шесть блоков, по три на каждый год обучения.

В программе предусмотрено регулярное прослеживание дина­мики развития каждого ребенка и группы в целом. Поэтому в начале каждого блока предусмотрено тестирование и обсуждение динамики детей и конкретизация содержания программы следу­ющего блока.

Примечание. Таблицы обследования помещены в приложении.

Содержание программы первого года обучения Младшая адаптационная группа (18 мес. — 2-3 года)

Общие цели

• Стимулировать общее развитие каждого ребенка, посе­
щающего группу.

• Повысить уровень самостоятельности малышей.

• Сформировать мотивацию и умение взаимодействовать с
новым окружением.

• Развивать тонкую и крупную моторику ребенка.

• Способствовать социализации ребенка, формировать на­
выки общения, стимулировать исследовательскую деятель­
ность детей.


• Обеспечивать информационную, психологическую и пе­
дагогическую поддержку родителей.

Навыки, необходимые для реализации целей

Навыки нахождения в группе

• Самостоятельное желание взаимодействовать с окружаю­
щим миром.

• Умение сделать выбор (игрушки, вида деятельности).

• Положительное отношение к родителям других детей.

• Наблюдение за игрой других детей в группе.

• Участие в игре маленькими группами и парной игре.

• Участие в играх на чередование.

• Понимание последовательности и предвидение следую­
щего события при постоянной структуре занятия.

• Умение работать за столом.

• Навыки участия в коллективном рисовании, лепке, апп­
ликации.

Л*

Навыки, необходимые для обучения

• Развитие внимания и сосредоточения на задании.

• Наблюдение за последовательностью происходящего.

• Понимание структуры, правил игры и предвидение сле­
дующего шага.

5 • Взаимодействие со взрослыми: педагогами, родителями.

-»;•? •* Коммуникативные навыки

^ом • Использование в общении вербальных и невербальных ы-й4 средств, включающих осознание пространства, контакт мя глаз, прикосновения, паузы.

• Понимание принадлежности и последовательности.

^п*> • Самостоятельное выполнение простых, знакомых инст­рукций.

• Сосредоточение внимания на говорящем.
~Ч~л • Соблюдение очередности.

Физическое развитие. Профилактика и коррекция двигатель­ных нарушений, характерных при синдроме Дауна. чм Крупная моторика и ориентировка в пространстве

• Знакомство со схемой тела.

,-,, • Развитие чувства равновесия (баланс).


• Ориентировка в пространстве, свободное и произвольное
перемещение в помещении группы.

• Сенсорная программа (тактильно-двигательное восприя­
тие)

Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация

• Совершенствование захвата.

• Координация «рука-глаз».

• Развитие силы и точности движений пальцев рук, запяс­
тий, рук и верхней части туловища.

Самообслуживание

• Формирование навыков самостоятельной еды.

• Формирование навыков одевания.

• Приучение к горшку.

• Формирование навыков умывания и чистки зубов.

I блок

Содержание

Логопедическое занятие Задачи

Учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фрон­тально, прослеживать его перемещение.

Обращать внимание на появление и исчезновение объекта.

Работать над пониманием обращенной речи — учить соотно­сить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.

Стимулировать появление и использование жестов и звуко­подражаний. В ответ на вопросы «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?» отвечать по подражанию, используя жест и/или звуко­подражания.

Учить дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей.

Оборудование

Сундук, колокольчик, игрушки: мишка, зайка, машина, ку­рочка.

Речевой материал Существительные

Люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя. Игрушки: мишка, зайка, машина, курочка.


Музыкальные инструменты: колокольчик.

Глаголы: пай, на, смотри, клюет, едет, позвони, здравствуй, попрощайся (до свидания, пока).

Песенки: приветственная песенка.

Игры и задания

«Позвони в колокольчик», «Кто к нам пришел», «Где миш<-ка?», «Попрощайся с зайкой».

Свободная игра *

г«и Задачи

Формировать адекватные манипуляции с игрушками.

Привлекать внимание каждого ребенка, к происходящему вокруг, в том числе и к игре других детей.

Формировать взаимодействие со взрослыми, побуждать при необходимости прибегать к помощи взрослых, используя жесты, звукоподражания.

Оборудование

Твистер с яркими шариками, машина, мягкие игрушки, му­зыкальные развивающие центры, мыльные пузыри.

Задачи

Приучать слушать простые песенки.

Учить выполнять простые жесты, по подражанию с исполь­зованием, при необходимости, совмещенных действий.

Развивать умение начинать действовать (бить в бубен), дож­давшись своей очереди.

Оборудование: бубен, курочка.

Песенки: «Бубен», «Вышла курочка гулять», «Если нравится

тебе».

Музыкальное занятие Задачи

Воспитывать интерес к музыкальному звучанию.

Учить по сигналу гонга брать из коробочки погремушки, ко­локольчики, совершать движения под музыку.

Привлекать внимание детей к действиям друг друга.

Учить после окончания звучания музыки складывать игруш­ки в коробочку.

Способствовать развитию крупной моторики и ориентировки в пространстве.


Оборудование.

Магнитофон, кассеты с записями плясовых мелодий и песен, коробочка с погремушками, большое настенное зеркало.

Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки (физкультурное занятие) Задачи

Стимулировать двигательную активность детей.

Учить ориентироваться в помещении группы

Стимулировать перемещение по группе любыми доступными детям способами.

Стимулировать появление новых движений, работать над ка­чеством движений, предупреждая и корректируя нарушения.

Работать над равновесием в статических и динамических по­зах

Побуждать к смене поз, требующих поворота в бедрах.

Формировать простую цепочку действий.

Оборудование

Устойчивая мебель, дорожка для ползанья, приспособления для ходьбы с опорой, мягкие модули, трубы для проползания, балансир, валик.

Музыкальные игрушки: колокольчик, бубен.

Яркие игрушки: мячи с бубенчиками, заводные игрушки со звуковым эффектом.

Формируемые умения

• Садиться из положения лежа.

• Ползанье на четвереньках и ходьба с опорой на стопы и
ладони (как медведь)

• Садиться из позы на четвереньках.

• Вставать к опоре с четверенек.

• Вставать через колено.

• Садиться из позы стоя, сгибая колени.

• Ходить за две руки

1' • Ходить за одну руку.

• Ходить с опорой на устойчивую каталку.

• Передвигаться в определенном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: