Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1. Ориентируется в игровой | |||
комнате | |||
2. Ориентируется в помеще- | |||
ниях центра | |||
3. Умеет сделать выбор игру- | |||
шки, вида деятельности | |||
4. Положительно относится | |||
к родителям других детей | |||
5. Положительно относится | |||
к другим детям | |||
6. Взаимодействие с детьми | |||
в игре: | |||
• наблюдает за игрой; | |||
• играет рядом; | |||
• начало совместной игры | |||
7. Участие в игре, организо- | |||
ванной взрослым: | |||
• выделяет начало и конец | |||
игры; | |||
• принимает правила игры | |||
8. Взаимодействие с детьми | |||
в деятельности: | |||
• выполняет задание, сидя | |||
с детьми за общим столом; | |||
• участвует в создании | |||
коллективных работ | |||
9. Понимает последователь- | |||
ность видов деятельности | |||
при постоянной структуре | |||
занятия | |||
10. Часть времени играет | |||
независимо от родителей | |||
11. Здоровается, прощается | |||
Примечания |
Коммуникативные навыки
Выполняет | Выполня- | Выпол- | |
Навыки | с помощью. | ет после | няет |
Дата и вид помощи | напоми- | самосто- | |
нания | ятельно | ||
о | |||
1. Сосредотачивает внимание | |||
на говорящем | ... | ||
2. Соблюдает очередность | а | ||
• П | |||
3. Использует в общении | •ш: | ||
невербальные средства | в | ||
4. Использует в общении | |||
вербальные средства | * | ||
* | |||
5. Отвечает на обращенную | \ | ||
речь | \ | П | |
6. Инициирует общение | 1 | ||
Примечания |
Навыки, необходимые для обучения
Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1. Концентрирует внимание | .«Л | ||
на задании | |||
2. Выполняет инструкцию, | """'"" } | — | |
обращенную к группе | ч | ||
3. Соблюдает последователь- | |||
ность при выполнении | |||
задания | |||
4. Проявляет интерес | |||
к результату | |||
5. Радуется поощрению | |||
6. Понимает смысл слов, | |||
регулирующих поведение, | |||
например: садитесь на стуль- | |||
чики, смотрите, занятие | |||
окончено и т. д. | .•А | ||
Примечания | ; 1/ |
Использование двигательных навыков в деятельности
Крупная моторика и пространственная ориентировка
Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1. Передвигается целенаправ- | |||
ленно: | |||
• смена поз; | |||
• ползай ье; | |||
• ходьба; | |||
• преодоление препятствий | |||
2. Планирует действия: | |||
• выделяет цель; | |||
• соблюдает последователь- | |||
ность действий, | |||
• понимает, что результат | |||
достигнут | |||
Примечания |
Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация
Навыки | Выполняет с помощью Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1. Использует в деятельности: | |||
• ладонный захват; | |||
• ладонно-пальцевой захват | |||
• щепоть; | |||
• пальцевой | |||
2. Планирует действия: | |||
• выделяет цель, | |||
• соблюдает последователь- | |||
ность действий; | |||
• понимает, что результат | |||
достигнут | |||
Примечание. Захваты «щепотью» и «пальцевой» в рисовании использу- | |||
ются позже, чем в других видах деятельности, поэтому в графах может быть | |||
проставлено две даты, например: 15.03.2002, 07.05 2002 (дата рисования). |
Навыки самообслуживания
Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1.Еда | |||
• Ест твердую пищу руками | а | ||
• Ест ложкой вязкую пищу | |||
• Ест ложкой жидкую пищу | |||
• Ест вилкой | |||
2. Питье | |||
• Пьет из чашки | |||
• Наливает питье в чашку | |||
3. Одевание и раздевание | |||
• Снимает одежду | |||
• Надевает простую одежду | |||
4. Гигиена тела | |||
• Моет руки | |||
• Моет лицо | |||
• Чистит зубы | |||
5. Пользование туалетом | |||
• Сидит на горшке | - | - | |
• Просится на горшок | |||
Примечание. Часть данных вносится со слов матери. |
4 Приложение2
Заполняется родителями дома для самостоятельной работы I
по расширению словаря I
I
Обследование словаря
Первые слова,
Фамилия и имя ребенка____________________ _;
Дата рождения__________________________ ._.____
Адрес_
Дата первого обследования
Педагоги
Дополнительная информация_
Что такое «листы обследования»? мо•*
Листы обследования включают первые слова, используемые детьми. Таблицы составлены нами на основе рекомендаций, помещенных в книге: «Еаг1у Уеагз Оеуе1ортеп1 апс! Еёисагюп Гог 1пГап1з у/18п оо\уп зупёготе (0-5 уеагз) Ьу 8ие Вис1аеу, СПНап В1г<1 апй Ргап1с ВисЫеу». Словарь подобран с учетом материала групповых занятий, в него вошли также наиболее часто встречающиеся бытовые слова.
Нет двух детей, у которых в одном и том же возрасте был одинаковый словарь, однако на основании своего опыта работы с детьми раннего возраста мы выделили чуть больше ста слов, понимание и использование которых поможет ребенку общаться с окружающими его людьми. Крайне важно, чтобы в словарь входили не только существительные, но и другие категории слов.