Стадия свободного рассказа 8 страница

В рефлексии отражается весь следователь, его опыт, мысли, действия, способности. Все, что можно наблюдать в поступках следователя, все это прошло через рефлексивный анализ оценивающих его людей.

Основные идеи данного криминалистического метода разработаны А.Р. Ратиновым, который писал:

«Чтобы успешно, разумно и правомерно воздействовать на людей нужно знать и учитывать сложные психические закономерности, определяющие позицию участников про­цесса и в первую очередь того, кто явно или незримо проти­востоит следователю.

В психологическом анализе конфликтных ситуаций рас­следования на первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждают и принимают решения соперничающие стороны.

Формальная логика не знает употребляемых в конфликт­ных ситуациях рассуждений такого типа, как: «Я думаю, что он думает, будто я думаю». В психологической науке размышление, связанное с анализом собственных рассуж­дений и выводов, обозначается термином «рефлексия».

В мыслительной работе противников их рефлексивные рассуждения неизбежно сопровождаются имитацией мыс­лей и действий друг друга. Конфликтная ситуация отража­ется сознанием в специальной игровой модели, которая включает в себя наряду с обстановкой и условиями - задачи и самого решающего партнера.

Так, следователь отражает в динамической модели кон­фликтной ситуации и себя самого, и подследственного, имитирует ход его мыслей и его поведение и, оперирует с этой моделью, принимает решение. При этом он должен представить не только самого себя с точки зрения подслед­ственного, но и представления самого подследственного о себе в понимании следователя.

1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970. - С. 189.

Степень взаимного отражения в рассуждениях партне­ров, или «ранг рефлексии», зависит от их интеллектуально­го уровня и определяется количеством вложенных в данно­го «игрока» моделей.

Чтобы раскрыть психологическую сторону тактических расчетов и комбинаций, представим себе такой схематиче­ский пример: следователь предпринимает розыск преступ­ника, скрывшегося с места совершения убийства. Наиболее вероятно, он мог уйти двумя путями: один из них - «А» -I удобный для движения, но более людный и опасный, дру­гой «В» - труднее, но не связан с таким риском.

Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии, должен воссоздать мысленно ход его рассуждений и их ре­зультат, после чего, приняв соответствующее решение, за­хватить разыскиваемого, если только тот не переиграл сле­дователя в том соревновании умов, более точно и на более высоком уровне рассуждений и решений своего противни­ка. На этом принципе строятся и более сложные расчеты.

Неправильная реконструкция действий противника, ис­каженное воссоздание его мыслительного процесса и ко­нечных выводов приводят к фактической ошибке: следова­тель будет искать не там, где нужно, использует не те прие­мы, которые в данном случае дадут необходимый эффект.

Нужно оговорится, что в реальных человеческих кон­фликтах имитация рассуждений партнера редко превышает вторую - третью ступень.

Без наглядных опор удерживать в сознании такую проце­дуру размышления и вывода не менее затруднительно, чем «вслепую» играть в шахматы или устно решать сложную математическую задачу. Поэтому-то нам и потребовалось воспользоваться знаковой записью (А.Р. Ратинов).

В теории рефлексивных игр процедура принятия решения описывается на основе анализа трех основных понятий: цели, стоящей перед тем или другим партнером, свойственного ему метода решения задачи (образа действий) и объективной обста-

6—Зак. 971.

новки («плацдарма»), которая отражается в его сознании, или, как говорит А.Р. Ратинов, - наносится на его «планшет».

В процессе размышления цель соотносится с обстанов­кой, применяется возможный и доступный субъекту образ действий, и полученный результат, если он удовлетворяет, принимается в качестве решения для практической реализа­ции. При этом, чтобы предусмотреть сопротивление про­тивника, нужно проделать аналогичную мыслительную ра­боту и за него. Однако даже при наличии самой полной до­казательственной и оперативной информации следователь не всегда располагает точным знанием целей, замыслов и средств противника, его взглядов на «плацдарм». Не явля­ясь обладателем «планшета» подследственного, следователь не знает всех известных тому обстоятельств дела, условий, в которых тот действовал, действует и собирается действо­вать; его оснащения, средств защиты и борьбы. Соответст­венно этому нужно, например, различать реально сущест­вующие факты, могущие служить доказательствами; дока­зательства, имеющиеся в следственном производстве; дока­зательства, учитываемые следователем (что не всегда сов­падает с предыдущим); доказательств, известных и учиты­ваемых подследственным; доказательства, имеющиеся в представлении подследственного с точки зрения следовате­ля и т.д. На всех этих уровнях возможны существенные ко­лебания. В отражении подследственного имеется некоторая часть реальной действительности и отображение той карти­ны, которая имеется у следователя, представление о его за­дачах, средствах, намерениях и пр.

Преимущество в рефлексивных рассуждениях позволяет следователю не только предвидеть поведение своего сопер­ника, регулируя тем самым и собственное поведение. Воз­никает возможность влиять на его рассуждения и управлять процессом принятия решений» (А.Р. Ратинов).

Такое рефлексивное управление осуществляется за счет передачи потенциальному противнику (обвиняемому, заин-

тересованному свидетелю) оснований для принятия жела­тельного следователю решения.

В связи с этим необходимо остановиться на вопросе о взаимной информации (и дезинформации) следователя и участвующих в деле лиц.

Поскольку дезинформация, ложь и обман являются основны­ми средствами противодействия расследованию, то естественно, что главной проблемой в конфликтных ситуациях является пра­вильная оценка поступающих к следователю сообщений.

Надлежащая оценка и использование информации следо­вателем весьма затруднительны без ее анализа с точки зре­ния истинности, правильности и искренности. В юридиче­ской литературе все рекомендации но этому поводу носят слишком общий характер.

Ценность информации в конфликтных ситуациях расследо­вания определяется не только объективной истинностью ее содержания, но и той пользой, которую могут извлечь для се­бя отправитель и получатель информации в зависимости от того или иного ее понимания и использования противником.

Именно субъекты криминалистической ситуации будят проблемы, усиливают ее своими решениями, создают на ней собственные интеллектуальные конструкции, провоцируют ошибки следователя, создают для него субъективно-непреодолимые барьеры, принудительно толкают его на немотивированные формы риска.

В ловушке реализуется рискогенное мотивированное решение по поводу возникшей в процессе расследования проблемы.

Рефлексивная игра в психологической ловушке:

- это основание фундамента любой интеллектуальной конструкции (приема, метода, постановления, организаци­онно-тактического решения);

- это мотивированное побуждение к действию, которое от начала до конца пронизывает поведенческий акт;


- это мыследеятельность, складывающаяся из ряда ком­понентов: восприятие, принятие решение, его интеллекту­альное оформление и формулирование;

- это оригинальная тактическая реализация;

- это прогнозируемый результат. Рефлексия:

- побуждает следователя искать пути и формы тактиче­ской активности; если следователь хочет лидировать в рефлексивном процессе, он должен «загружать» своего партнера таким числом вопросов, чтобы, например, у доп­рашиваемого было меньше возможностей для встречного рефлексирования позиции следователя. Представляется, что следователь должен постоянно оставаться «загадкой» для участников уголовного процесса, именно это обстоя­тельство позволяет надеяться на нерасшифрованность и результативность предстоящего следственного действия;

- предоставляет следователю возможность организации мно­говариантного поведения в условиях конкурентных отношений с участниками следственного действия, так как позиция каждого партнера может быть заранее отрефлексирована и учтена;

- обеспечивает следователя средствами психологической зашиты, так как обеспечивает предвидение реакций партнеров;

- нейтрализует негативное воздействие психологических барьеров как субъективно непреодолимых препятствий, так как их основания рационально расшифровываются и теряют качества «психологических барьеров»;

- раскрывают возможности для оптимального формиро­вания психологического контакта с участниками уголовного процесса, так как формируется платформа согласия («кон­сонанса») с лицом, потенциально готовым к конфликтной форме взаимодействия;

- способствует организации саморегуляции эмоциональных состояний следователя, что в конечном счете предотвращает процессы профессиональной деформации и способствует со­хранению психического и физического здоровья следователя.

Рефлексия имеет разные «лица»: рефлексивная критика, рефлексивный спор, рефлексивный конфликт, рефлексивное согласие или одобрение, рефлексивное самодовольство, рефлексивные игры и ловушки...

Носителем и потребителем всех этих форм рефлексивно­го самопознания является следователь, прокурор, судья, ад­вокат или иное лицо, которое принимает рефлексивную иг­ру как осознанную необходимость повысить потенциал соб­ственных профессиональных возможностей.

2. Технология рефлексии допроса

Он целовал вас, кажется?

Боюсь, что это так...

Но как же вы позволили?

Ах, он такой чудак

Он думал, что уснула я

И все во сне стерплю,

Иль думал, что я думала,

Что думал он, что сплю...

Роберт Берне

Традиционно и вполне оправданно рефлексия рассматри­вается как «мышление о...» или «мышление о мышлении по поводу...», что еще более точно.

Таким образом, мышление становится предметом иссле­дования самого себя, причем в ограниченные временные рамки, на фоне неожиданных конфликтных ситуаций, так характерных для следственной деятельности.

В связи с этим можно выделить два направления реф­лексии: ситуативная рефлексия, где отражается ситуация мышления и надситуативная рефлексия, где рефлексивный процесс «отрывается» от конкретной ситуации и переходит в разряд внекоммуникативных интеллектуальных продук­ций. Это может касаться разработки следователем кон­кретного тактического приема безотносительно к ситуации и партнеру и т.д..

С.Л. Рубинштейн считает рефлексию особым способом существования человека. Он писал, что она как бы приос­танавливает, прерывает непрерывный процесс жизни, вы­водит человека мысленно за ее пределы... С этого момента ка­ждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни1.

В современном аспекте рефлексия получила развитие в исследованиях Г.П. Щедровицкого применительно к мето­дологии системно-деятельностного подхода, получившего широкое применение в оргдеятельностных играх в учебном процессе. В работах Г.П. Щедровицкого2 рефлексия рас­сматривается как процесс, как деятельность, как механизм саморазвития при реализации идей кооперации деятельно­сти. Он предложил модели рефлексивного выхода за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления.

Рефлексия есть движение мысли, выходящее за пределы изолиро­ванной определенности и приводящее ее в отношение и связь с другими определенностями. Ф. Гегель.

Рефлексия может исследоваться и применяться в трех направлениях: методологическом, практическом и теорети­ческом. Все три направления, безусловно, пересекаются и взаимообогащаются.

В методологическом отношении рефлексия рассматривается:

• как функция мыследеятельности;

• как механизм, занимающий определенные место и роль в мыследеятельности.

В практическом отношении рефлексия рассматривается как инструмент для решения реальных проблем расследования и иных смежных с ним процессов.

В теоретическом отношении рефлексия рассматривается как возможность повышения качества интеллектуальных про­цессов при расследовании и судебном рассмотрении уго­ловных дел. При этом изучается рефлексия как явление, как

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. - С. 351.

2 Щедровицкий ГЛ. Проблемы системно-структурной методологии. М., 1964.

процесс, как новообразование для следственных теорий, как трамплин для отрыва от застарелых форм.

Рефлексия может рассматриваться как форма деятельно­сти, которая обладает рядом следующих характеристик:

- рефлексия моделирует саму себя и имеет при этом высшую степень адекватности, потому что рефлексирую-щий индивид сам себя знает лучше, чем кто-либо;

- рефлексия как форма интеллектуальной деятельности следователя представляет собой относительную целост­ность и стабильность до тех пор, пока она не будет под­вержена массированной и интенсивной атаке на личность рефлексирующего индивида. Преобразование или какая-либо трансформация рефлексии следователя может произойти, если рефлексию как форму деятельности «взрывают» интенсивные эмоциональные процессы (эмоциональный «взрыв», рефлек­сивный аффект, рефлексивный кризис);

- рефлексия инициативна, она опережает волевые формы интеллектуальной деятельности, она как бы бежит впереди рациональной оценки решений, оповещая, что ждет носи­теля-хозяина рефлексивного начала;

- рефлексия провоцирует поиск средств решения про­блемы, т.к. она постоянно находится в социально-интеллектуальной среде, требующей адекватного ответа; - - рефлексия как форма интеллектуальной деятельности сопровождается самоосвобождением от старых стандартов, в рефлексивных формах постоянно производится перебор альтернатив, выбор лучших, их доработка, внедрение в про­цессы решения;

- рефлексия постоянно раздвигает границы мышления, она расширяет поисковое поле, ищет корни решений и де­монстрирует перспективы их реализации;

- рефлексия по своей сути гиперактивна и гиперответст­венна. Она, как капитан корабля, берет на себя ответственность за рациональность решений и формы их рационализации.

Субъект, получивший навыки рефлексирования, вызыва­ет процесс эволюции в саморазвитии, он морфологически перестраивает элементы системы собственного мышления.

Эволюция рефлексивных механизмов пользователя реф­лексии порождает модификацию поведения, потому что рефлексия перестраивает систему самоуправления. Кроме того, рефлексия перекодирует процесс переживаний по по­воду рефлексируемой информации.

Например, при внедрении методики рефлексии в спец­классах гимназии многие из учащихся формировали у себя необычные навыки при чтении книг - видеть не текст, а зри­тельно воспринимаемые образы, отмечая при этом, что они переставали быть читателями, а полностью идентифициро­вали себя с главными героями, погружались в их время, деятельность, переживания. Таким образом, можно смело утверждать, что рефлексия разрывает привычные, репро­дуктивные представления об окружающем мире и инфор­мации, предоставляя возможность усвоения системы эври­стических приемов и методов, рассчитанных на творческое преобразование интеллектуального инструментария.

Рефлексивное «погружение» внедряет личность в глуби­ны интеллектуальной и коммуникативной культуры, а с другой стороны - позволяет «влетать» в надрефлексивную позицию, позволяющую в отрыве от партнера внеположен-но осматривать суммированные поля рефлексивного анали­за, опережать партнера в многоходовых соразмышлениях.

Приобретение навыков научно обоснованной методики рефлексии, сопровождается расширением множества пред­ставлении, что позволяет расширить диапазон рефлексив­ных реакций: диагностического характера, прогнозного на­правления, рефлексивной интерпретации, рискогенных рефлексивных моторных реализаций и т.д.

Смысл рефлексии - изменение средств, методов, приемов интеллектуального творчества, обращенного главным обра-

зом на преобразование информации, извлекаемой из раз­личных носителей.

Применительно к следственной практике носителями криминалистической информации, подвергаемой рефлек­сивному анализу, могут быть:

- любые формы деятельности человека в связи с совер­шением или расследованием преступления;

- результаты человеческой деятельности - криминальный результат - след, вещественные доказательства, документы, труп..., следственная ситуация как динамическое образова­ние, постоянно изменяющееся под воздействием принуди­тельного комплекса факторов;

- иные процессы, происходящие в природе, но имеющие значение для расследуемого дела.

Достоинством использования рефлексии в следственной практике является механизм исследования переживаний лиц, попавших в орбиту следственной деятельности, формирования и переформирования мотивационных потоков, процессов аф-фектогенного характера, а также тактических новообразований как «интеллигибельность» мышления лиц, совершивших пре­ступления на почве творческой невостребованности. Это каса­ется значительных категорий творческой интеллигенции, для которой совершение преступлений становится разрядкой нако­пленных отрицательных аффективных потенциалов.

Рефлексия опосредует механизмы:

- понимания себя и партнера;

- развертывания монологов процессуального партнера в процессе действия и после него (в ретроспекции);

- самоанализа состояний (эмоциональных и интеллек­туальных);

- формирования «Я-концепции» (своей и процессуальных партнеров);

- критики взаимно отражаемых оценок. Появление рефлексии в процессах мышления неизбежно и необходимо. Разница в интенсивности использования только в

том, насколько методически готов индивид рефлексировать своего партнера, ситуацию или надситуативное явление.

В связи с этим можно утверждать, что сам процесс реф­лексии направлен на поиск смысла текстов, мыслей своих и чужих, ситуаций. Поиск смысла - это система целеобразо-вания рефлексивных процессов.

Пространственно-временной познавательный диапазон рефлексии лежит в следующих рамках: - непознанное про­шлое; - текущее настоящее; - близлежащее будущее, имею­щее прогнозный фон и соответствующий ему пространст­венно-временной период упреждения (т.е. то, на чем строит­ся рефлексивный прогноз, система не раскрытых рефлексией закономерностей поведения того или иного партнера, с уче­том грядущих изменений); - система причин и условий, влияющих на изменение установок рефлексирующего и реф-лексируемого (т.е. система факторов рефлексивного фона).

3. Элементы криминалистического рефлексирования

Зачем они ко мне собрались, думы,

Как воры ночью в мрак предместий?

Как коршуны, зловещи и угрюмы,

Зачем жестокой требовательности мести?

Ушла надежда и мечты бежали,

Глаза мои открылись от волненья,

И я читал на призрачной скрижали

Свои слова, дела и помышленья...

Николай Гумилев

Субъект рефлексирования - это индивид, располагающий способностями ^преодолению субъективной позиции, само­описанию, самоисследованию, вторжению в интеллектуаль­ную деятельность партнера. Субъект должен уметь входить в надрефлексивную, внеположенную позицию, чтобы объек­тивно воспринимать и оценивать всю сумму процессов, сопро­вождающих интеллектуальную деятельность партнеров.

Следователь, как рефлексирующая система, обладает ря­дом характеристик:

- рефлексирующая система - это набор элементов, имею­щих подвижные свойства и связи между этими свойствами;

- рефлексирующая система - это постоянно развивающийся процесс, обеспечивающий динамическое исследование со­стояний и действий субъекта и объектов рефлексии.

Объект рефлексии - это следственная ситуация в целом, ее элементы, среди которых главным является человек.

Элементы объекта рефлексии обладают свойствами, рефлексивными симптомокомплексами, которые представ­ляются внешними проявлениями, определенными знаниями, подвергаемыми интерпретации.

Свойства могут проявляться в количественных и качествен­ных оценках. Свойства могут быть типичными и атипичными, гармоничными и дисгармоничными, внешними и внутренними, изменяемыми и неизменяемыми, закономерными и случайными.

Одним из таких наиболее значимых объектов является следственная ошибка как процесс и результат действия, как предпосылка к отрицательному результату или предпосыл­ка преодоления результата.

Объектом рефлексии являются связи внутри изучаемого явления, в данном случае следственной ошибки.

Если подвергаемая рефлексивному анализу следственная ошибка представляет собой систему, то именно связи и дела­ют ее (ошибку) системой, законченным в динамике и резуль­татах явлением. Связи объединяют сознательные и неосоз­нанные действия, случайные и необходимые результаты, об­разуя коварный симбиоз, т.е. функционально неизбежный, не­обходимый, связанный с причинами ошибочный результат.

Связи при рефлексированном исследовании объектов могут быть избыточными, когда их наблюдается больше достаточно­го и это деформирует восприятие, запутывает его излишними внешними и внутренними факторами, интерпретация которых создает эффект информационного месива.

Связи могут обладать характеристикой противоречия, харак­теризующегося противоположной направленностью содержания

раскрываемой связи, истинностью и ложностью, что взаимоис-ключает их из процесса поиска смысла, который не может иметь двойственный характер, истинный и ложный одновременно.

Связи рефлексируемого объекта опосредуют процесс развития исследуемого объекта как системы.

Вместе с тем, связи опосредуют не только рефлексируе-мый следователем объект, но и сам процесс рефлексирова-ния. Следователь как бы вытягивает ниточки, которыми «сшито» рефлексируемое явление, и просматривает каж­дую, оценивает ее крепость, придумывает ей имя-символ, который ведет исследователя к самому главному - истоку явления (например, следственной ошибки).

Пространственно-временной диапазон рефлексии бесконе­чен во времени и пространстве, более того, он может перехо­дить из сознательного в бессознательное, может доминировать по определенной тематике. Примером этому является «защит­ная доминанта» обвиняемого, тем более если он находится в «пограничном» состоянии, когда он переходит в статус подсу­димого, осужденного и т.д. Вся остальная проблематика уходит на второй - третий план, а идея освобождения и защиты полно­стью загружают сознательную и познавательную деятельность.

Направленность рефлексированного процесса полностью зависит от установки, системы целей и мотиваций.

4. Динамика рефлексивного процесса

Ум человеческий смущен,

В его глубинах черный страх,

Как стая траурных ворон

На обессиленных полях.

Но где же солнце, где луна?

Где сказка-жизнь и тайна-смерть?

И неужели не пьяна

Их золотою песней твердь?

Николай Гумилев

Рефлексивный процесс может рождаться только в мыс­лящем индивиде, т.е. рефлексия входит в субъекта только в процессе развития его «Я-концепции».

С субъективной стороны, рефлексия стартует в ситуаци­ях, где типовое, традиционное решение не срабатывает, где рефлексивногенная ситуация возмущает субъективную среду - мышление следователя.

Механизм рефлексии, направленный на себя, провоциру­ет следующие процессы:

а) препятствует появлению старых по форме и содер­жанию решений проблемы;

б) будит и стимулирует сознание на интенсивный поиск альтернативных вариантов решения внутри себя, механизм постоянно «выгоняет» на обозреваемую субъектом плос­кость сознания «спрятанные» и дремлющие блоки потреб­ной информации;

в) «вытаскивает» за ассоциативные связи (по сходству, контрасту, смежности), аналогии и парадоксы, пригодные для решения нестандартной проблемы;

г) производит сплошной и выборочный перебор возмож­ных решений с учетом выхода за рамки стандарта;

д) стимулирует процессы системотехники и интерпретации.

Следователь, становясь саморегулирующей рефлексив­ной системой, осуществляет отслеживание собственных и чужих мыслей, динамики мыследеятельности партнеров, динамики развития элементов следственной ситуации, влияющей на совокупную коммуникативную деятельность по поводу расследуемого дела.

В функциональном смысле рефлексирование - это преодо­ление (вырастание) из субъективной позиции, защита, поиск контрмер против конкурирующей позиции партнера, т.к. один из партнеров всегда незримо или скрыто «ведет» сис­тему общения, выбор между альтернативами собственного видения ситуации и навязываемых партнером; рационализа­ция собственной позиции; принуждение (эффект воздействия управляющего характера). Рефлексирующий субъект стано­вится постоянным «заложником» собственной процессуаль­ной позиции, причем его партнеры постоянно на него воз-

действуют «от намека до грубого интеллектуального прину­ждения», что может породить рефлексивный аффект, т.е. рефлексивная ситуация требует немедленного действия, а субъект рефлексии не может своевременно найти адекват­ную рефлексивную реакцию, рефлексирование «вырывается» из него, перегруженное эмоциональными процессами.

С позиций установки рефлексирование - это всегда по­иск смысла в словах, позициях, мотивациях и т.д.

Рефлексивный процесс рождается при наличии стимула, сигнала - раздражителя, который может появляться одно­кратно или многократно.

В зависимости от значимости и частоты раздражителя будет развиваться и рефлексивный процесс. Рефлексивный процесс может развиваться спиралеобразно с развитием в перспективу; древообразно с разветвлением рефлексируе-мого объекта (дифференциация элементов); линейно-ретроспективно с обращением в рефлексию непознанного прошлого; по кругу - в замкнутом цикле, когда субъект «рефлексивно» крутит одну и ту же информацию, при этом ничего не может выбросить или дополнить. Последний ва­риант имеет элемент повышения напряжения и безвыход­ности, что является основанием для осознания рефлексив­ного кризиса.

Таким образом, в зависимости от состояния рефлексив­ного процесса и его направленности можно выделить:

• конструктивную рефлексию, когда рефлексия идет спирале-древообразно, с разрешением проблемы;

• аффективную рефлексию, когда рефлексивногенная ситуация требует рефлексивного ответа, но стимулов так много и они не определены по классификациям или их из­быточно много, тогда возникает неадекватный рефлексив­ный ответ аффективного свойства, который рационально не готовится, не мотивируется, а вырывается из субъекта на интуитивной или, хуже того, на случайной основе;

• релаксационную рефлексию, когда в процессе рефлек-сирования балансируются процессы интеллектуального и эмоционального возбуждения и торможения.

Рефлексивная деятельность следователя вписана в непре­рывность пространственно-временного континуума окру­жающей среды, потому что следователь рефлексирует ин­формацию по поводу расследуемого преступления, эпизоды которого связаны по времени, месту, а также следственные действия производятся в системе взаимозависимостей «время - место - субъект - объект».

Рефлексивная непрерывность может иметь дискретный, прерывистый характер.

Исходным состоянием рефлексивной деятельности, как уже отмечалось, является периодически возникающая в сознании потребность и специальные мотивации. Этими мотивациями пробуждается интеллектуальный активный поиск вариантов решения проблемы по поводу обстоя­тельств, подлежащих следственному исследованию.

Таким образом, рефлексивный процесс идет чередовани­ем дискретных тактов: возникновение потребности (на ус­тановление истины по делу) - мотивация - удовлетворение потребности за счет интеллектуальных действий (или мо­торной реализации с контролем по линии обратной связи). Практически вся интеллектуальная деятельность следовате­ля происходит в режиме названных тактов.

Поток информации, обрабатываемой следователем, бес­прерывен, но успешность обработки информации зависит от своевременности компетентной обработки ее, адекватных реакций на символы опасности, грядущей ошибочности при выполнении норм УПК и УК.

Если начать с любого момента текущей следственной си­туации, то рефлексия начинается с осведомительной ин­формации по поводу родившейся проблемы.

 
 

Считаем своевременным заметить, что рефлексию мож­но представить в виде экрана, разделенного на несколько секторов с различной информацией.

Следователь начинает принимать на рефлексивный «эк­ран» значимую для расследования информацию, там же на «экране» имеет возможность ее сличать, дифференциро­вать, синтезировать, разгружать и собирать в новые инфор­мационные образования, которые можно «примеривать» к моделям следственной ситуации.

Восприятие следственной ситуации начинается (в реф­лексивном режиме) с некоторого ожидания (рефлексивного характера). «Мы не просто глядим, а всматриваемся, не просто слышим, а вслушиваемся. Короче говоря, восприни­мающий организм определенным образом настроен на вос­принимаемое. Мы предполагаем, что установка на воспри­ятие никогда не бывает случайной, произвольной, что мы, напротив, всегда в какой-то степени подготовлены к тому, чтобы видеть и слышать...»1. Надо полагать, что мы опреде­ленным образом преднастроены к тому, чтобы определен­ным образом думать за себя и своих партнеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: