16. Фильтр рефлексивной аккумуляции
Если нет дальнейшего роста, значит близок закат.
Сенека
Рефлексия обладает еще одним очень важным качеством. Посредством рефлексивных рассуждений следователь многократно и разнопланово просматривает, продумывает, переживает позицию допрашиваемого, соотносит ее с оптимальными тактическими приемами и операциями. Вместе с тем эта многократность становится каналом передачи информации долговременной памяти следователя, где накапливается и трансформируется система типовых моделей работы в различных сложных следственных ситуациях. Рефлексия выполняет роль фильтра, распредмечивая собственную деятельность следователя и отбирая все самое лучшее и перспективное для будущей следственной работы.
Следователь как бы накапливает положительные стереотипы, которые в нужное время всплывают в его памяти и облегчают работу в сложных, экстремальных условиях. Их сочетание позволяет творчески использовать различные ситуации, учитывая действия допрашиваемого и его индивидуальные особенности, оптимизировать процесс формирования психологического контакта.
|
|
Рефлексию можно рассматривать как эффективный инструмент совершенствования мышления и стиля деятельности; рефлексия раскрывает резервы потенциала таких след-
ственных действий, как допрос, очная ставка, проверка показаний, обыск, опознание, т. е. тех, где следователь постоянно находится в процессах профессионального межличностного общения.
Использование рефлексии при формировании психологического контакта может значительно повысить эффективность отдельного следственного действия и результаты расследования преступления в целом.
Рефлексируя своих партнеров, следователь углубляет навыки самой рефлексивной деятельности. «Рефлексия типа «мысль о мысли» заменяется рефлексией типа «умение уметь», в ходе которой имитируется реальная рефлекси-рующая деятельность в своеобразной игровой форме».
Рефлексия характеризуется направленностью на самого себя, на внутренний мир участника следственной ситуации, на контроль за собственными действиями и мыслями. Что позволяет считать рефлексию эффективным инструментом формирования профессионального мышления и стиля деятельности.
Переосмысление собственных стереотипов через призму профессиональной ситуации связано с саморазвитием и самоизменением следователя. При подготовке и разрешении проблемных ситуаций следователь мобилизует все свои ресурсы и они раскрываются самым неожиданным образом в процессе выполнения им своих функций.
В сложных ситуациях личность следователя развивается в трех направлениях: консервативное развитие, поступательное развитие и интенсивно-творческое саморазвитие. Важно подчеркнуть, что проблемно-конфликтные ситуации выступают необходимой предпосылкой развертывания творческого процесса. Другим его условием наряду с общением является адекватный рефлексивный способ осуществ-
|
|
ления «я», требующий от человека «выхода за пределы себя», а следовательно, мобилизации и преобразования как его личностных, так и интеллектуальных ресурсов1.
17. Фильтр «эмоционального перегорания»
Что не убивает меня, то делает сильнее.
Ф. Ницше
Тактическое воздействие на личность процессуального партнера или противника носит ограниченный характер. Человек постепенно привыкает к системному воздействию, страх и связанные с ним переживания становятся привычными, что в итоге вызывает эффект «эмоционального перегорания».
Человек перестает реагировать на воздействия, «отстраняется» от процессов общения со следователем, включая системы защитных механизмов, он как бы ставит себя вне воздействия.
В этих ситуациях целесообразно прекратить с ним тактическую работу и дать ему возможность «вернуться» в прежнее состояние, чтобы позднее возобновить систему тактического воздействия, но с иных позиций.
Это можно производить и без паузы в рамках приема: «Плохой - хороший следователь». После жесткого следователя с участником уголовного процесса начинает работать мягкий, предупредительно и максимально доброжелательный человек.
18. Фильтр рефлексивной доминанты
Наградой за доброе дело служит его совершение.
Сенега
Мир рефлексии обеспечивает формирование доминанты в сознании следователя, благодаря которой целенаправленно накапливается, перерабатывается информация, которая многократно и многопланово просматривается следователем (ее
1 Жигун А.М. К анализу особенностей рефлексии в игровой деятельности // Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1984.-С. 30.
Семенов Н.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления // Вопр. психологии, 1983, № 2. - С. 40.
носителем), в результате чего эта информация надолго запоминается и «выдается» ее владельцу тогда, когда этого требует ситуация реальной профессиональной деятельности.
Рефлексия является механизмом перевода в долговременную память профессионально важной информации и динамических стереотипов, но отбор этой информации происходит не бессистемно. Рефлексия выполняет и роль фильтра, распредмечивая игровую деятельность, отбирая все самое значимое, проблемное и перспективное для профессиональной деятельности.
Продолжая мысль о неизбежности рефлексии в следственной практике, можно утверждать, что следователь постоянно находится в состоянии рефлексивного внутреннего диалога даже тогда, когда перед ним нет реального партнера, хотя в следственной жизни вероятный партнер - подозреваемый (обвиняемый) - постоянно незримо присутствует при всем, что составляет процесс следствия.
19. Рефлексия обвиняемого
Ничто не является пороком само по себе.
Сенека
Будущий обвиняемый - это образ, имидж, который строится следователем на протяжении всего процесса расследования по делу; день ото дня он становится все отчетливее и понятнее. Он все строже, как старый знакомый, смотрит через плечо следователя и думает: «Вот это мне придется принять как доказательство, а вот это я «развалю» еще при первой встрече со следователем, а это «обрушу» на состав суда, чтобы все увидели некомпетентность моего следователя». Можно отрефлексировать и другой, бесконфликтный вариант, связанный с осознанием безнадежности тактического сопротивления следователю, тем более, если возможный обвиняемый успеет и сумеет правильно оценить высокие рефлексивные способности следователя.
|
|
А если, вероятно, обвиняемого нет в сознании следователя, преступление не раскрыто и сведений о личности предполагаемого преступника нет. В этом случае можно использовать качества типового преступника по данной категории преступлений применительно к местности совершенного преступления. В этом случае следователь также имеет некоторую возможность рефлексивно адаптироваться к личности, которая, возможно, завтра появится под конвоем в следственном кабинете.
Суммируя сказанное о рефлексии, можно построить в ряд ее характерные черты. Итак, рефлексия:
- неизбежно сопровождает весь процесс следствия с той разницей, что в одних случаях она управляема и произвольна, а в других - неуправляема и незаметна для ее потенциального носителя, например, малограмотного свидетеля;
- упрощает процесс профессионального общения, так как позволяет мыслить за партнера, удваивая сумму получаемой информации (своя информация плюс информация партнера, полученная по каналам обратной связи);
- усложняет процесс расследования, потому что ставит перед следователем ряд проблем, привнесенных в следствие партнерами следователя, вынуждает следователя суммировать, соотносить свои мысли и позиции с позициями своих реальных или возможных партнеров;
- вносит в процесс расследования элемент состязательности: кто кого переиграет в тактических многоходовых размышлениях за себя и своего тактического партнера;
- ставит перед следователем задачи, свидетельствующие об осознании им характера и значения текущей и перспективных следственных ситуаций. Кто не осознает значение ситуации, тому нет необходимости усложнять свою жизнь решением проблем;
- побуждает следователя искать пути и формы тактической активности; если следователь хочет лидировать в рефлексивном процессе, он должен «загружать» своего партнера таким числом вопросов, чтобы, например, у допраши-
|
|
ваемого было меньше возможностей для встречного реф-лексирования позиции следователя. Представляется, что следователь должен постоянно оставаться «загадкой» для участников уголовного процесса, именно это обстоятельство позволяет надеяться на нерасшифрованность и результативность предстоящего следственного действия;
- предоставляет следователю возможность организации многовариантного поведения в условиях конкурентных отношений с участниками следственного действия, так как позиция каждого партнера может быть заранее отрефлексирована и учтена;
- обеспечивает следователя средствами психологической защиты, так как обеспечивает предвидение реакций партнеров;
- нейтрализует негативное воздействие психологических барьеров как субъективно непреодолимых препятствий, так как их основания рационально расшифровываются и теряют качества «психологических барьеров»;
- раскрывают возможности для оптимального формирования психологического контакта с участниками уголовного процесса, так как формируется платформа согласия («консонанса») с лицом, потенциально готовым к конфликтной форме взаимодействия;
- способствует организации саморегуляции эмоциональных состояний следователя, что в конечном счете предотвращает процессы профессиональной деформации и способствует сохранению психического и физического здоровья следователя.
20. Рефлексия внутреннего диалога
Уважай себя, если хочешь, чтоб другие тебя уважали.
Английская пословица
Рефлексия имеет разные «лица»: рефлексивная критика, рефлексивный спор, рефлексивный конфликт, рефлексивное согласие или одобрение, рефлексивное самодовольство и т.д.
Носителем и потребителем всех этих форм рефлексивного самопознания является следователь, прокурор, судья, адвокат или иное лицо, которое принимает рефлексивную игру как осознанную необходимость повысить потенциал собственных профессиональных возможностей.
Рефлексию сопровождает внутренний диалог следователя. Внутренний диалог следователя с воображаемым партнером фиксирует в словесном выражении итог рассуждений следователя, с другой стороны - внутренняя речь следователя предполагает соответствующий ответ партнера по следственному действию. Внутренний диалог в такой ситуации может перейти во внешний диалог с воображаемым партнером. Что это дает?
Во-первых, следователь вслушивается в речевые конструкции, интонации собственной речи, ищет оптимальные средства выражений для достижения тактических результатов; во-вторых, имитируя речь партнера, следователь имеет возможность глубже понять смысл возможных высказываний участника следственного действия, суть его реакции. Все это в сумме позволяет установить не только то, что и как мог сказать партнер в реальном следственном действии, но и определить, что он хотел скрыть.
Имитируемая речь партнера по следственному действию может вызвать различные непредвиденные ассоциации, ценные для расследования тактически значимые реплики, что соответствует идее многовариантного программирования общения с участником следственного действия.
Ранее отмечалось, что внутренний диалог следователя является эффективным методом подготовки и анализа следственного действия. Но отсутствие партнера в этом внутреннем диалоге обедняет его содержание, лишает возможности почувствовать противодействие, активизирующее интеллектуальные процессы.