Стадия свободного рассказа 10 страница

16. Фильтр рефлексивной аккумуляции

Если нет дальнейшего роста, значит близок закат.

Сенека

Рефлексия обладает еще одним очень важным качеством. Посредством рефлексивных рассуждений следователь мно­гократно и разнопланово просматривает, продумывает, пе­реживает позицию допрашиваемого, соотносит ее с опти­мальными тактическими приемами и операциями. Вместе с тем эта многократность становится каналом передачи ин­формации долговременной памяти следователя, где накап­ливается и трансформируется система типовых моделей ра­боты в различных сложных следственных ситуациях. Реф­лексия выполняет роль фильтра, распредмечивая собствен­ную деятельность следователя и отбирая все самое лучшее и перспективное для будущей следственной работы.

Следователь как бы накапливает положительные стерео­типы, которые в нужное время всплывают в его памяти и облегчают работу в сложных, экстремальных условиях. Их сочетание позволяет творчески использовать различные си­туации, учитывая действия допрашиваемого и его индиви­дуальные особенности, оптимизировать процесс формиро­вания психологического контакта.

Рефлексию можно рассматривать как эффективный ин­струмент совершенствования мышления и стиля деятельно­сти; рефлексия раскрывает резервы потенциала таких след-

ственных действий, как допрос, очная ставка, проверка по­казаний, обыск, опознание, т. е. тех, где следователь посто­янно находится в процессах профессионального межлично­стного общения.

Использование рефлексии при формировании психоло­гического контакта может значительно повысить эффектив­ность отдельного следственного действия и результаты рас­следования преступления в целом.

Рефлексируя своих партнеров, следователь углубляет на­выки самой рефлексивной деятельности. «Рефлексия типа «мысль о мысли» заменяется рефлексией типа «умение уметь», в ходе которой имитируется реальная рефлекси-рующая деятельность в своеобразной игровой форме».

Рефлексия характеризуется направленностью на самого се­бя, на внутренний мир участника следственной ситуации, на контроль за собственными действиями и мыслями. Что позво­ляет считать рефлексию эффективным инструментом форми­рования профессионального мышления и стиля деятельности.

Переосмысление собственных стереотипов через призму профессиональной ситуации связано с саморазвитием и са­моизменением следователя. При подготовке и разрешении проблемных ситуаций следователь мобилизует все свои ре­сурсы и они раскрываются самым неожиданным образом в процессе выполнения им своих функций.

В сложных ситуациях личность следователя развивается в трех направлениях: консервативное развитие, поступа­тельное развитие и интенсивно-творческое саморазвитие. Важно подчеркнуть, что проблемно-конфликтные ситуации выступают необходимой предпосылкой развертывания творческого процесса. Другим его условием наряду с обще­нием является адекватный рефлексивный способ осуществ-

ления «я», требующий от человека «выхода за пределы се­бя», а следовательно, мобилизации и преобразования как его личностных, так и интеллектуальных ресурсов1.

17. Фильтр «эмоционального перегорания»

Что не убивает меня, то делает сильнее.

Ф. Ницше

Тактическое воздействие на личность процессуального партнера или противника носит ограниченный характер. Чело­век постепенно привыкает к системному воздействию, страх и связанные с ним переживания становятся привычными, что в итоге вызывает эффект «эмоционального перегорания».

Человек перестает реагировать на воздействия, «отстраня­ется» от процессов общения со следователем, включая системы защитных механизмов, он как бы ставит себя вне воздействия.

В этих ситуациях целесообразно прекратить с ним такти­ческую работу и дать ему возможность «вернуться» в преж­нее состояние, чтобы позднее возобновить систему тактиче­ского воздействия, но с иных позиций.

Это можно производить и без паузы в рамках приема: «Пло­хой - хороший следователь». После жесткого следователя с участником уголовного процесса начинает работать мягкий, предупредительно и максимально доброжелательный человек.

18. Фильтр рефлексивной доминанты

Наградой за доброе дело служит его совершение.

Сенега

Мир рефлексии обеспечивает формирование доминанты в сознании следователя, благодаря которой целенаправленно накапливается, перерабатывается информация, которая мно­гократно и многопланово просматривается следователем (ее

1 Жигун А.М. К анализу особенностей рефлексии в игровой деятельно­сти // Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1984.-С. 30.

Семенов Н.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления // Вопр. психологии, 1983, № 2. - С. 40.

носителем), в результате чего эта информация надолго запо­минается и «выдается» ее владельцу тогда, когда этого требу­ет ситуация реальной профессиональной деятельности.

Рефлексия является механизмом перевода в долговре­менную память профессионально важной информации и динамических стереотипов, но отбор этой информации про­исходит не бессистемно. Рефлексия выполняет и роль фильтра, распредмечивая игровую деятельность, отбирая все самое значимое, проблемное и перспективное для про­фессиональной деятельности.

Продолжая мысль о неизбежности рефлексии в следст­венной практике, можно утверждать, что следователь по­стоянно находится в состоянии рефлексивного внутреннего диалога даже тогда, когда перед ним нет реального партне­ра, хотя в следственной жизни вероятный партнер - подоз­реваемый (обвиняемый) - постоянно незримо присутствует при всем, что составляет процесс следствия.

19. Рефлексия обвиняемого

Ничто не является пороком само по себе.

Сенека

Будущий обвиняемый - это образ, имидж, который стро­ится следователем на протяжении всего процесса расследо­вания по делу; день ото дня он становится все отчетливее и понятнее. Он все строже, как старый знакомый, смотрит че­рез плечо следователя и думает: «Вот это мне придется принять как доказательство, а вот это я «развалю» еще при первой встрече со следователем, а это «обрушу» на состав суда, чтобы все увидели некомпетентность моего следова­теля». Можно отрефлексировать и другой, бесконфликтный вариант, связанный с осознанием безнадежности тактиче­ского сопротивления следователю, тем более, если возмож­ный обвиняемый успеет и сумеет правильно оценить высо­кие рефлексивные способности следователя.

А если, вероятно, обвиняемого нет в сознании следователя, преступление не раскрыто и сведений о личности предполагае­мого преступника нет. В этом случае можно использовать каче­ства типового преступника по данной категории преступлений применительно к местности совершенного преступления. В этом случае следователь также имеет некоторую возможность рефлексивно адаптироваться к личности, которая, возможно, завтра появится под конвоем в следственном кабинете.

Суммируя сказанное о рефлексии, можно построить в ряд ее характерные черты. Итак, рефлексия:

- неизбежно сопровождает весь процесс следствия с той разницей, что в одних случаях она управляема и произволь­на, а в других - неуправляема и незаметна для ее потенци­ального носителя, например, малограмотного свидетеля;

- упрощает процесс профессионального общения, так как позволяет мыслить за партнера, удваивая сумму получаемой информации (своя информация плюс информация партнера, полученная по каналам обратной связи);

- усложняет процесс расследования, потому что ставит перед следователем ряд проблем, привнесенных в следствие партнерами следователя, вынуждает следователя суммиро­вать, соотносить свои мысли и позиции с позициями своих реальных или возможных партнеров;

- вносит в процесс расследования элемент состязательно­сти: кто кого переиграет в тактических многоходовых раз­мышлениях за себя и своего тактического партнера;

- ставит перед следователем задачи, свидетельствующие об осознании им характера и значения текущей и перспек­тивных следственных ситуаций. Кто не осознает значение ситуации, тому нет необходимости усложнять свою жизнь решением проблем;

- побуждает следователя искать пути и формы тактиче­ской активности; если следователь хочет лидировать в реф­лексивном процессе, он должен «загружать» своего партне­ра таким числом вопросов, чтобы, например, у допраши-

ваемого было меньше возможностей для встречного реф-лексирования позиции следователя. Представляется, что следователь должен постоянно оставаться «загадкой» для участников уголовного процесса, именно это обстоятельст­во позволяет надеяться на нерасшифрованность и результа­тивность предстоящего следственного действия;

- предоставляет следователю возможность организации мно­говариантного поведения в условиях конкурентных отношений с участниками следственного действия, так как позиция каждо­го партнера может быть заранее отрефлексирована и учтена;

- обеспечивает следователя средствами психологической защиты, так как обеспечивает предвидение реакций партнеров;

- нейтрализует негативное воздействие психологических барьеров как субъективно непреодолимых препятствий, так как их основания рационально расшифровываются и теряют качества «психологических барьеров»;

- раскрывают возможности для оптимального формиро­вания психологического контакта с участниками уголовного процесса, так как формируется платформа согласия («кон­сонанса») с лицом, потенциально готовым к конфликтной форме взаимодействия;

- способствует организации саморегуляции эмоциональ­ных состояний следователя, что в конечном счете предот­вращает процессы профессиональной деформации и спо­собствует сохранению психического и физического здоро­вья следователя.

20. Рефлексия внутреннего диалога

Уважай себя, если хочешь, чтоб другие тебя уважали.

Английская пословица

Рефлексия имеет разные «лица»: рефлексивная крити­ка, рефлексивный спор, рефлексивный конфликт, рефлек­сивное согласие или одобрение, рефлексивное самодо­вольство и т.д.

Носителем и потребителем всех этих форм рефлексив­ного самопознания является следователь, прокурор, судья, адвокат или иное лицо, которое принимает рефлексивную игру как осознанную необходимость повысить потенциал собственных профессиональных возможностей.

Рефлексию сопровождает внутренний диалог следова­теля. Внутренний диалог следователя с воображаемым партнером фиксирует в словесном выражении итог рас­суждений следователя, с другой стороны - внутренняя речь следователя предполагает соответствующий ответ партнера по следственному действию. Внутренний диа­лог в такой ситуации может перейти во внешний диалог с воображаемым партнером. Что это дает?

Во-первых, следователь вслушивается в речевые конст­рукции, интонации собственной речи, ищет оптимальные средства выражений для достижения тактических резуль­татов; во-вторых, имитируя речь партнера, следователь имеет возможность глубже понять смысл возможных вы­сказываний участника следственного действия, суть его реакции. Все это в сумме позволяет установить не только то, что и как мог сказать партнер в реальном следственном действии, но и определить, что он хотел скрыть.

Имитируемая речь партнера по следственному дейст­вию может вызвать различные непредвиденные ассоциа­ции, ценные для расследования тактически значимые ре­плики, что соответствует идее многовариантного про­граммирования общения с участником следственного действия.

Ранее отмечалось, что внутренний диалог следователя является эффективным методом подготовки и анализа след­ственного действия. Но отсутствие партнера в этом внут­реннем диалоге обедняет его содержание, лишает возмож­ности почувствовать противодействие, активизирующее ин­теллектуальные процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: