В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций… Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК или в редакцию Центрального Органа, или партийному съезду».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите другие любые три типа социальных норм.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни – политическая;
2) тип социальных норм – корпоративные нормы;
|
|
3) типы социальных норм:
– моральные;
– обычаи;
– правовые;
– религиозные;
– политические.
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.
Примеры.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
Смысл данного утверждения заключается в том, что в процессе социализации происходит усвоение человеком основных ценностей и социально значимых норм, он усваивает существующие культурные нормы и эстетические представления, тем самым он усваивает культуру общества.
Под социализацией понимают процесс приобщения индивида к культуре, освоения социальных норм и ролей, необходимых для жизнедеятельности в обществе
аргументы, например, в процессе социализации:
− индивид включается в определенные общественные отношения, то есть в культурную среду, превращается из существа биологического в существо социальное;
|
|
− у индивида формируются знания о мире, представление о самом себе, тип отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, цели и идеалы;
− индивид осваивает культурные нормы поведения (обычаи, традиции, мораль, законы, ценности) в процессе совместной жизнедеятельности в социуме;
− индивид осваивает социальные роли в разнообразных отношениях, реализуя тип поведения в соответствии с социальным положением, правами и обязанностями личности.
ПЛАН
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный контроль».
2. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества;
6) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.
3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.
4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие права.
2. Признаки права:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3. Отличия права от других видов социальных норм.
4. Система права:
а) отрасли права;
6) институты права;
в) нормативные правовые акты.
5. Источники права:
а) правовой обычай;
б) юридический прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.
2. Основания для классификации социальных групп:
а) численность (малая и большая);
б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);
в) по факту существования (номинальная и реальная);
г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);
3. Признаки малой социальной группы;
а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей
б) наличие общей цели или интереса;
в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;
г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;
4. Воздействие малой группы на человека:
а) негативное
б) позитивное
5. Многочисленность социальных групп.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
|
|
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятие «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.
3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
а) социализация индивидов — основная цель и функция социального контроля;
б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.
4. Гибкость социального контроля — необходимое условие изменений в социальной системе.
5. Девиантное и делинквентное поведение.
ЭССЕ
«Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).
|
|
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).
«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)