Причинно-следствеенные связи, аргументация. В стране z был проведён социологический опрос

В стране Z был проведён социологический опрос. Участвующих попросили определить своё социальное положение. 75% посчитали себя представителями среднего класса; 5% опрошенных отнесли себя к богатым; 10% заявили, что они бедняки (остальные затруднились с ответом). При этом 15% отвечавших в стране Z зарегистрированы в качестве безработных на бирже труда, единственным источником существования 20% семей являются различные государственные пособия. Социологи сделали вывод, что самооценка людьми своего социального положения существенно завышена.

Что позволило им сделать такой вывод (сформулируйте возможный аргумент)? Какие причины, на Ваш взгляд, порождают завышенную самооценку социального положения (назовите две причины)?

 

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная стратификация общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие социальной стратификации.

2. Основания социальной стратификации:

а) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические типы стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) социальные классы.

4. Теории социальной стратификации.

5. Средний класс в современном западном обществе.

6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема социальной стратификации». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Что такое социальная стратификация.

2. Критерии социальной стратификации:

а) власть;

6) доход и богатство;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические системы стратификации:

а) рабство;

б) касты;

в) сословия;

г) классы.

4. Социальная стратификация и социальное неравенство.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а)вертикальная, горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

б) армия;

в) брак;

г) церковь и др.

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека».

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Что такое социальный статус.

2. Виды социальных статусов:

а) предписанный;

б) приобретаемый.

3. Понятие «социальная мобильность» и её виды:

а) горизонтальная и вертикальная;

б) индивидуальная и групповая и др.

4. Влияние социальной мобильности на статус личности:

а) каналы восходящей социальной мобильности;

б) вертикальная нисходящая мобильность: в чём она проявляется;

в) может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности.

 

ЭССЕ

 

«Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)

«Люди не хотят быть богатыми; люди хотят быть богаче других» (Джон Стюарт Милль)

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

 

Тема №10: Конфликт.

Часть 1

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Народность, нация, этнос, племя, род.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию

«гуманистическая национальная политика».

2) сближение наций; 2) пропаганда этнической исключительности; 3) культурная самобытность; 4) сохранение родного языка; 5) привилегии отдельным этническим группам; 6) толерантность.

Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по этнонациональному признаку.

Русские, белорусы, татары, мусульмане, башкиры.

Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.

 

Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите циф р ы, под которыми они указаны.

1) Межнациональные отношения могут проявляться в форме сотрудничества или этнического конфликта.

2) Одним из способов предотвращения межнациональных конфликтов

в демократическом обществе является соблюдение прав и свобод каждой народности и нации.

3) Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

4) Этническое смешивание подразумевает обособление этнических групп под воздействием фактора силы.

5) Межнациональная интеграция это процесс постепенного объединения и углубления взаимодействия между различными этносами, народами и нациями.

Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это

1) этнос

2) община

3) государство

4) класс

 


Международная организация проводила в стране Z опрос 30-летних и 60-летних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите циф р ы, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 30-летних больше, чем среди 60- летних.

2)Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.

3) Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо знакомитьсяс культурой других этносов.

4) Половина опрошенных 30-летних считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов нужно уважать права и свободы друг друга.

5) Среди 60-летних граждан тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо уважать права и свободы друг друга, больше, чем тех, кто считает, что нужно научиться понимать друг друга.

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых _______ (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах _______ (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» _______ (3) различные способы манипулирования сознанием молодежи. и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи.

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные _______ (4) и протекают по-разному.Они ограничивают сферу _______ (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного _______ (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

 

Cписок терминов:

А) демократия Б) политический В) национализм Г) сознание Д) обучение Е) причина Ж) общение З) последствия И) этнический

 

Часть 2

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации её участники выступают носителями определённых социальных ролей (покупатель – продавец; учитель – ученик; начальник – подчинённый).

В ролевом общении человек лишается определённой спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в ходе него передаётся особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать личные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией, а деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность. <…> Общение может различаться и по его формам.

Императивное общение–это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнёром по общению в целях достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определённым действиям или решениям. Партнёр по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная, незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнёра. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования...

Манипулятивное общение–это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнёра по общению в целях достижения своих намерений осуществляется скрытно… При манипулятивном общении партнёр воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору качеств. (По В.Т. Крысько)

Какая особенность межличностного общения отмечена в тексте? Что автор считает существенным признаком всех видов общения? Какие особенности манипулятивного общения называет автор? (Укажите две особенности.)

Опираясь на текст и обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная роль». На основе текста сформулируйте различие межперсонального и ролевого видов общения. Как автор характеризует деловое общение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: