Частные подходы к решению проблем образования

Кроме указанных мы хотели бы назвать комплекс подходов к решению проблем образования.

Процессуальный подход к решению педагогических проблем рассматривает образование как процесс, представляющий собой совокупность взаимосвязанных непрерывных видов деятельности (действий и операций). Виды деятельности участников процесса называют функциями (например, управленческими). Каждая функция также представляет процесс, так как она в свою очередь состоит из серии взаимосвязанных действий.

Выделяют несколько функций образования: целевая, дескриптивная, прескриптивная, реализационная и ретроспективная. Целевая функция предполагает осознание проблемы и формирование цели. Дескриптивная функция заключается в том, что происходит сбор и обработка информации, необходимой для достижения цели. Прескриптивная функция реализует перевод описывающей информации в командную. Реализационная функция заключается в организации исполнении команды. Ретроспективная функция осуществляет анализ, обобщение, оценивание достигнутых результатов.

Во всех вышеперечисленных классификационных схемах функций образования возможна жесткая алгоритмизация процесса решения педагогической проблемы.

Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина и другие выделяют функции образования (воспитания, обучения) - образовательная, обучающая, воспитывающая, контрольно-корректировочная.

П.И. Третьяков в качестве функций образования (управления) выделяет педагогический анализ, планирование, организацию, внутришкольный контроль, регулирование [327].

Таким образом, главное требование процессуального подхода состоит в рассмотрении решения педагогических проблем как процесса, представляющего собой совокупность необходимых видов деятельности. Реализация видов деятельности осуществляется в ходе выполнение той или иной функции образования.

Проблемно-ориентированный подход заключается в том, что в образовательной практике необходимо вычленить проблемы, которые обусловливают постановку целей. Для каждой выделенной проблемы разрабатываются программы, которые воплощаются в жизнь своеобразными методами вновь через функции (например, управленческие).

Значимость данного подхода в первую очередь состоит в том, что здесь используется принцип опережения, направленного на прогнозирование, предвидение возможных проблем (например, инновационных).

Логика введения определенной последовательности проблемно-ориентированного подхода к решению образовательных проблем может быть следующей:

  • формирование банка школьных проблем на основе анализа;
  • разработка комплексных целевых программ по решению важнейших проблем, в том числе инновационных;
  • формирование организационных отношений в образовательном процессе;
  • оперативное управление реализацией комплексных целевых программ и их своевременная корректировка.

Таким образом, главное требование проблемно-ориентированного подхода состоит в обязательном опережающем выделении и анализе проблем образования, в разработке программ по их решению.

Ситуационный подход представляет собой способ управленческого мышления, когда в общем процессе образования выделяются ситуации, в отношении которых разрабатывается программа действий. В этом случае главным элементом образования является ситуация. Ситуационный подход предполагает выполнение следующих действий (например, управленческих):

1. Ознакомление участников образовательного процесса со способами управления, индивидуального и группового поведения, реализации подходов решения педагогических проблем.

2. Правильная интерпретация создавшихся ситуаций. Верное определение факторов, являющихся наиболее важными в данной ситуации, и ожидаемого эффекта от изменения компонентов ситуации.

3. Предвидение как положительных, так и отрицательных последствий от применения разных способов, подходов.

4. Обеспечение соответствия конкретных методов конкретным ситуациям, обеспечение достижения целей образовательного учреждения самым результативным путем в условиях существующих обстоятельств.

Ситуационный подход ориентируется на личности участников ситуации, в первую очередь, на личность «виновника».

Главное требование ситуационного подхода - четкое определение признаков и границ ситуации, разработка программы действий по разрешению ситуации.

Оптимизационный подход в решении проблем образования направлен на обеспечение эффективности и результативности деятельности участников образовательного процесса, руководителя инновационными процессами.

При этом оптимизация - конструктивная система мер, которая позволяет получить наивысшие для конкретных условий результаты деятельности при минимально необходимых затратах (Ю.К. Бабанский, В.А. Черкасов и др.).

Главное требование оптимизационного подхода - определение комплекса условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата при минимально возможных затратах.

Авторы исследовательского подхода [11, 65, 177 и др.] считают необходимым объективно оценивать собираемую информацию, обеспечивать доказательность делаемых выводов, что возможно только при владении и умении выбора комплекса методов исследования с поставленной целью. Процесс переработки информации состоит из этапов - сбор информации о состоянии управляемого объекта; переработка информации; выдача командной информации.

Классификация информации возможна:

1. по качественному признаку, т.е. ценность тех или иных сведений для каждого участника управления образовательным процессом;

2. по временному признаку, т.е. периодичность поступления сведений на каждый уровень управления;

3. по содержательному признаку, т.е. информация о различных компонентах образовательного процесса, которая должна постоянно находиться в поле зрения руководителя.

Главное требование исследовательского подхода - определение комплекса способов по сбору и обработке информации о состоянии образовательного процесса.

Культурологический подход предполагает реализацию культуры в качестве меры и способа творческой самореализации в разнообразных видах образовательной деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий образования.

Компонентами культуры являются: аксиологический, технологический, личностно-творческий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: