Технологический подход к решению проблем образования личности

Актуальность технологического подхода в решении педагогических проблем определяется в первую очередь тем, что мировая система образования переживает кризис. В этих условиях четко проявляется стремление людей как получающих образования, так и обеспечивающих образование, разработать такую систему, такой подход, которые бы гарантировали достижение результатов образования на высоком уровне. Это стремление естественно, осуждать его мы не собираемся. Но представляем технологический подход, как попытку субъектов образования найти универсальный способ усвоения знаний, умений, навыков, формирования необходимых качеств личности. Попытку безнадежную.

Суть кризиса образования исследователям видится, прежде всего, в обращении сложившейся системы образования (так называемое поддерживающее обучение) в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствие ориентации на будущее (В.Е. Шукшунов, О.В. Долженко и др.). При этом суть образования заключается в усвоении уже накопленного знания.

Нужна новая парадигма образования, согласно которой в процессе образования надо обучать учащихся не накопленным знаниям, а учить учиться тем видам деятельности, которые обеспечивают получение новых знаний.

Одним из направлений реформирования образования в соответствии с данным подходом, наверное, может быть определена технологизация образования. Это предполагает внедрение новых образовательных технологий, соответствующих уровню развития общества, науки, техники, культуры.

Все виды деятельности субъектов той или иной образовательной технологии в конечном итоге должны обеспечить (гарантировать) реализацию проекта (модели) человека, или в узком смысле - модели специалиста. Европейский стандарт личности, утвержденный ЮНЕСКО, включает пять ключевых компетенций:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (межкультурные компетенции).

3. Компетенции, предполагающие владение устным и письменным общением, владение несколькими языками.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации, предполагающие владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы, способность критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни (Совет Европы, симпозиум, 27-30 марта, 1996 года).

Важным аспектом разработки и реализации образовательных технологий является то, что при этом должна быть учтена структура инновационных процессов, которая включает обязательные элементы:

1. Деятельностная структура - мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты.

2. Субъектная структура - инновационная деятельность всех субъектов образовательного учреждения.

3. Уровневая структура - взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на международном, федеральном, региональном и т.д. и вузовском уровнях.

4. Содержательная структура - конкретные новшества в деятельности вуза.

5. Структура жизненного цикла - циклический характер каждой инновационной деятельности (идея - воплощение - упадок и т.д.).

6. Управленческая структура - взаимодействие управленческих действий - планирование - организация - руководство - контроль [305, с.170-187].

Жесткая ориентация образовательных технологий на результат образования проявляется (или подчиняется) в закономерной связи всех основных компонентов процесса образования в соответствии с определением данного понятия: Образование - это целостный систематически организованный процесс обучения и воспитания личности, обеспечивающий ее развитие (рис. 5).

Формула образования может быть представлена следующим образом:

Образование = Воспитание + Обучение→ Развитие...

На наш взгляд, системообразующим фактором образования выступает педагогическая и учебно-познавательная деятельность. При этом педагогическая деятельность включает в себя:

1. деятельность преподавателя по передаче знаний;

2. обобщение педагогического опыта (рефлексивная деятельность);

3. деятельность, направленная на построение учебных предметов, учебных средств;

4. программирование, составление учебных программ;

5. познавательная деятельность.

Рис. 5. Структура процесса образования

С учетом этого педагогическая технология представляет программу реализации педагогической деятельности.

Актуальной является проблема новых образовательных технологий (НОТ). Их создание не дань моде, а результат научных исследований в области содержания, методов и средств образования, результат научных открытий. Основными тенденциями развития образовательных технологий могут быть названы:

  • интеграция общей, профессиональной и социокультурной подготовки учащихся;
  • блочно-модульная структуризация учебного материала;
  • контекстный характер учебного материала и способов его подачи и усвоения;
  • реализация образовательных технологий в образовательной среде, представляющей открытую систему;
  • моделирование образования в целом и его компонентов.

Важным положением технологического подхода является положение о принципах разработки новых образовательных технологий. Из многочисленных вариантов наиболее значимым нам представляется следующий вариант, представленный Г.К. Селевко:

  • целостности технологии как системы;
  • воспроизводимости технологии в конкретной среде для достижения поставленных педагогических целей;
  • нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на реализуемые процессы;
  • адаптации образовательного процесса к личности студента и его познавательным способностям;
  • потенциальной избыточности учебной информации, создающей оптимальные условия для формирования обобщенных знаний и умений [296].

Реализация данных принципов важна для обеспечения эффективности той или иной образовательной технологии. Оценка эффективности образовательной технологии в рамках технологического подхода, на наш взгляд, может быть отслежена по определенной системе критериев и показателей.

В частности, наши аспиранты использовали адаптационные (степень адаптации учащихся в образовательном процессе при использовании той или иной технологии) и деятельностные критерии (характер реализации отношений в процессе реализации технологии).

Адаптационные критерии:

  • психофизиологическая адаптированность личности (наличие и характер мотивов, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка личности);
  • нравственно-этическая адаптированность (владение и выполнение нравственно-этических норм деятельности и поведения);
  • ценностно-ориентировочная адаптированность (наличие и характер ценностных ориентаций);
  • коммуникативная адаптированность (уровень потребности и способности к общению);
  • практико-трудовая адаптированность (наличие цели деятельности, овладение основными видами деятельности);
  • направленность личности на самосовершенствование и саморазвитие (определенность и осознанность цели деятельности, наличие и определенность жизненных планов и перспектив).

Деятельностные критерии представлены в табл. 1.

Все аспекты технологического подхода в одном параграфе работы не рассмотреть.

Анализ проблемы разработки и реализации педагогических технологий позволяет сформулировать следующие требования:

1. Четкая формулировка цели решения проблемы образования.

2. Разработка исходной концепции решения проблемы образования.

3. Разработка программы решения проблемы образования.

4. Разработка комплекса диагностических мероприятий в ходе решения проблемы образования.

5. Выполнение комплекса коррекционных мероприятий по ходу реализации программы.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: