Синергетический подход к решению проблем образования

Основаниями синергетического подхода в науке признаются теория управления, системный подход, теория прогнозирования нелинейных, многомерных, открытых явлений и процессов.

В качестве основания синергетического подхода называют также многомерный сложный характер изучаемых наукой процессов, объектов, явлений, находящихся в постоянном развитии. Наблюдается переход науки к изучению объектов нового типа - самооорганизующихся и саморазвивающихся систем.

И третий компонент основания синергетического подхода в решении педагогических проблем - открытый характер образовательных систем.

Основоположником синергетического подхода, наверное, может быть назван Г. Хакен [368].

Основным понятием синергетического подхода является понятие открытой системы как целостной совокупности элементов, находящихся в связях и отношениях как между собой, так с элементами внешнего мира.

Положения синергетического подхода в обобщенном виде мы можем представить следующим образом:

1. Большинство существующих в природе систем - системы открытого типа, между которыми происходит обмен энергией, веществом, информацией.

2. Все системы состоят из постоянно флуктуирующих подсистем.

3. Основным элементом системы является человек как личность, как индивидуальность. В открытой общественной системе человеческая индивидуальность выступает как основа общественных связей [386].

С учетом этих положений основными требованиями синергетического подхода к решению проблем образования мы называем:

1. Процесс образования личности должен быть открытой системой, то есть:

а) состоять из подсистем, между которыми происходит постоянный обмен информацией;

б) являться подсистемой системы более высокого порядка и обмениваться информацией с другими ее подсистемами.

2. В образовании личности должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: