Системный подход в решении проблем образования личности

На основании теории систем, исходя из признания системного подхода общенаучным методом исследования, дается следующее определение системного подхода: «Системный подход - это одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением и конструированием объекта как системы» [44, с.4].

В качестве основания системного подхода могут быть определены комплексный и интегративный подходы в решении педагогических проблем. В педагогике, например, хорошо известен и достаточно разработан принцип комплексного подхода в обучении и воспитании личности. Его основными положениями являются требования единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса, ориентации на всестороннее развитие личности путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий образования.

Основанием системного подхода можно считать также определение сущностных признаков идеальной цели воспитания - формирование всесторонней и гармонически развитой личности. Достижение данной цели возможно только при системном подходе.

Центральными понятиями теории систем являются понятия «система» и «структура». Система характеризуется составом и структурой. Элементы системы, связи и отношения, благодаря которым обеспечивается существование, функционирование и развитие системы, называются системообразующими.

Основные положения системного подхода в решении педагогических проблем рассмотрены и реализованы в работах Ф.Ф. Королева, Т.А. Ильиной, А.В.Усовой, В.А. Черкасова, Л.М. Панчешниковой, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько и др.

Главным и в этом случае является понятие педагогической системы.

Педагогическая система - это «органичное целое, единство деятельности учителя (или преподавание) и деятельности учащихся (или учение). При этом и деятельность учителя, и деятельность учащегося зависят от целей, содержания и методов обучения» [253, с. 71].

«Под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности» [41, с. 6].

Системный подход базируется также на понятии образовательной системы. Г.Н. Сериков под образовательной системой понимает взаимосвязанное единство отдельных частей образования, образующее новое (по сравнению с каждой из частей и их совокупностью) качество, которому присущи свои специфические свойства [298].

При исследовании педагогических систем необходимо помнить о соотношении систем и подсистем (рис. 4). Каждая система может быть предметом педагогических исследований.

Использование системного подхода в решении проблем образования, таким образом, предполагает выполнение следующих требований:

  • определять образование как систему;
  • исследовать каждый компонент системы образования в целях определения и обеспечения полноты ее состава;
  • определять всю совокупность структурных связей, и в случае необходимости изменять, делать структуру образования более совершенной;
  • разобраться в механизме функционирования отдельных звеньев системы образования, ее целостной организации, управлять этим механизмом на научной основе;
  • определять тенденции и предвидеть уровни развития системы образования как важнейшее условие совершенствования процесса в целом.

Рис. 4. Иерархия педагогических систем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: