double arrow

Ценностно-ориентированный подход к решению проблем образования

Общепризнанно, что в современной России активно происходит переоценка общественных и личностных ценностей, меняются подходы к их формированию.

«В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение и эвристика» [154, с.3]. Реализация этих компонентов возможна только при решении проблемы ориентации личности в мире ценностей.

Актуальность ценностно-ориентированного подхода определяется тем, что в современном образовании существует острая потребность в выделении и формировании системы ценностных ориентаций как основы определения учащимся и учителем целей обучения, поскольку мотивация и положительное отношение к предмету является важнейшим условием активизации процесса обучения, условием активизации учебно-познавательной деятельности.

Еще одним фактором, определяющим актуальность данного подхода, является то, что ценностные ориентации как составная часть мировоззрения личности обеспечивают ей высокий уровень адаптации к современным условиям.

Категория «ценность» является одной из общенаучных и общечеловеческих категорий.

Основаниями ценностно-ориентированного подхода как педагогической теории служат аксиология и психологическая теория мотивации деятельности. Аксиология - наука о ценностях и ценностных ориентация (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов и др.).

Психологическая теория формирования мотивов, на наш взгляд, позволяет с разных сторон рассмотреть проблему ценностных ориентаций учащихся. Проблема определения ценностных ориентаций личности в процессе личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности рассматривается во многих научных трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Основными понятиями ценностно-ориентированного подхода являются понятия личности, ценности и ценностных ориентаций. Понятие личности рассмотрено нами в параграфе по личностно-ориентированному подходу. Педагогические аспекты ценностных ориентаций наиболее подробно и глубоко рассмотрела в своих работах А.В. Кирьякова.

Ориентация - это процесс и результат реализации отношений определенного типа.

«Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень - это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития имеющихся представлений» [154, с.3].

«Ориентация как процесс - это проективные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями» [154, с. 4]. То есть в основе этого понятия лежит понятие деятельности.

Категория ценность используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Для характеристики ценностей ученые используют такие признаки, как значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова и др.).

Понятие ценности связано с понятиями интересов, потребностей, задатков. Причем эта связь пропорциональная, так как, например, «ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены» [158, с. 13].

Анализ литературы по проблеме позволяет нам выделить следующие признаки понятия ценностных ориентаций.

1. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.).

2. Система ценностных ориентаций есть сложная, самоподкрепляющаяся система, способная объяснить, почему деятельность индивида достаточно инвариантна относительно ситуации и от внешних условий, и временных интервалов (Х. Хекхаузен и др.).

Обобщая исследования по теории ценностных ориентаций, А.В.Кирьякова дает следующее определение этого понятия: «Ценностные ориентации - это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [154, с.49].

Обобщая различные определения понятий, мы приходим к следующим выводам:

1. Понятия ценности и ценностных ориентаций определяются по отношению к личности и ее активности, проявляемой в деятельности.

2. Ценность представляет собой отношение к объектам действительности, к деятельности и ее результатам с позиций добра и зла; справедливости и несправедливости; истинности и ложности; красоты и безобразия; с позиции способствует эта деятельности и ее результаты удовлетворению потребностей или нет.

3. Ценностные ориентации - это способности (качества) личности выбрать в качестве ориентира в соответствующий момент своей деятельности ту или иную ценность (способность ориентироваться в ценностях), а также способность личности осознать и воспринять как собственные социально значимые ценности.

4. Тогда ценностно-ориентированный подход есть способ организации, способ выполнения деятельности, получения и использования ее результатов с позиций тех или иных ценностей.

В качестве исходного положения ценностно-ориентированного подхода является положение о системе ценностей.

Исследователи считают, что в настоящее время совокупность социально значимых ценностей определяется приоритетом общеловеческих ценностей и включает в себя ценности: преемственно сохраняемые во всех общественных системах - истину, добро (гуманизм) и красоту; общественно и личностно значимую ценность - жизнь; особо актуальную для нынешнего этапа развития общества - Отечество; приоритетную, обеспечивающую прогресс и процветание общества и личности ценность - труд [154, с. 116; 155].

Другой вариант выделения ценностей - выделение гуманистических ценностей - равенство; свобода; демократия; солидарность; сохранение культур; поддержание здоровой окружающей среды.

Непреходящими общечеловеческими ценностями являются:

  • жизнь во всех ее проявлениях;
  • человек с комплексом гуманистических качеств (любовь, добро, общение, счастье, достоинство);
  • познание и составляющие его компоненты (информация, знания, культура, истина, средство самовыражения);
  • красота и формы и способы ее творения и проявления (искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика быта и труда);
  • труд и его аспекты (средство существования и совершенствования, источник познания и радости, основа творчества и возможности самореализации, основа профессии);
  • отечество как условие существования личности (гарантия мира и безопасности, свободы, соблюдения прав человека, форма выражения национального самосознания, условие соблюдения социальной справедливости).

Второе методологически важное для нас положение ценностно-ориентированного подхода - положение о формах существования ценностей.

При выделении форм возможны различные подходы. Наиболее распространенным в настоящее время является подход к определению форм на основе диалектики. В этом случае выделяется и рассматривается три основные формы:

1. ценность как идеал, выработанный общественным сознанием;

2. ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.);

3. ценность как составная часть психологической структуры личности (личные ценности как основа мотивации).

Последняя форма существования ценностей представляет собой личностное новообразование, которое является ценностным отношением личности к миру («образ мира»), к себе (образ «Я»), к будущему («образ будущего»).

Третье важное положение - положение о процессе формирования ценностей и реализации процесса ценностных ориентаций.

При этом исследователи исходят из закономерности - система ценностных ориентаций (их содержание) всегда адекватна системе ценностей общества. Процесс ориентации рассматривается как восхождение личности к ценностям общества. То есть происходит перевод ценностей из потенциальных в актуальные.

Процесс ориентации имеет три взаимопроникающих фазы:

I - присвоение личностью ценностей;

II - преобразование личности на основе присвоенных ценностей;

III - самопроектирование или прогноз личности [154, с. 169].

При этом каждая фаза реализуется посредством того или иного механизма:

I - присвоение через поиск и оценку ценностей;

II - преобразование через оценку и выбор ценностей;

III - прогноз через выбор и проекцию ценностей [154, с. 170].

Четвертым положением ценностно-ориентированного подхода является положение о единстве внешней и внутренней сторон процесса ценностных ориентаций личности.

«Внешняя сторона процесса ориентации соединяет во взаимосвязи познание и самопознание, оценку и самооценку, выбор жизненных ориентиров и выбор идеального «Я», построение образа жизни и образа «Я» в будущем. Внутренняя сторона процесса ориентации может быть представлена как последовательное соединение личностных новообразований процесса ориентации» [154, с. 171].

Следствия ценностно-ориентированного подхода как педагогической теории могут быть сформулированы в виде следующих требований к исследованиям педагогических проблем:

1. Личность рассматривается как носитель и творец ценностей. При этом происходит усвоение социально значимых ценностей.

2. Решение той или иной педагогической проблемы должно обеспечивать восхождение личности к общеловеческим ценностям.

3. Процесс ценностных ориентаций должен рассматриваться в единстве внешней и внутренней сторон и реализовываться поэтапно от присвоения ценностей к их преобразованию и далее к прогнозированию будущего поведения.

4. В каждом виде деятельности личности должен рассматриваться и реализовываться ценностно-ориентационный компонент.

5. Решение любой проблемы образования возможно в том случае, если обеспечивается овладение личности учащегося механизмом ориентации - поиск, оценка, выбор, проекция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: