Большинство иерархических моделей, хотя и опираются на эмпирические исследования, но вместе с тем несут следы умозрения, поскольку данные эмпирических работ интерпретируются весьма произвольно.
Факторы в иерархических моделях помещаются на разных "этажах" иерархии, определяемых уровнем обобщенности фактора. Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф. Вернона. V:ED - вербально-образовательный фактор, отражает проявления знаний и навыков, приобретенных, в основном, в школе. К:М - практическо-технический фактор.
Несмотря на привлекательность этой модели она не выдерживает экспериментальной проверки: во-первых, различия в вербальном интеллекте в большей мере определяются наследственностью, чем средой. Даже при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов в среднем повышается более значимо, чем успешность решения вербальных (эффект обучения сильнее).
Наиболее старой априорной иерархической моделью интеллекта, является предложенная Сирилом Бартом. Его функциональная модель структуры интеллекта включает в себя 5 уровней. Критерием выделения уровня является сложность когнитивного процесса: 1) уровень общего интеллекта, 2) уровень концептуальных отношений, 3) уровень ассоциаций, 4) уровень восприятия, 5) уровень ощущений.
На мой взгляд, в настоящее время эта модель - "достояние истории". Иерархическая модель, по мнению многих авторов, является не столько теорией, сколько способом борьбы с изобилием специфических факторов, то и дело рождающихся при факторноаналитических исследованиях. Есть одна важная закономерность: чем шире диапазон используемых тестов (чем разнороднее задачи) и чем более выборка испытуемых приближается по своим характеристикам к генеральной совокупности, тем более явно при факторноаналитической обработке результатов выделяется "G"- фактор.






