Расщепление сказуемого

Лексическая норма

Задание1. Определите значения следующих слов. Составьте сло­восочетания.

Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллего­рия, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассо­циация,баллотироваться, беллетристика, вираж, виртуоз, витраж, гамма, гарантия, гипотеза, дебатировать, дебют, декларация, дилемма, диле­тант, дубликат, закоснелый, закостенелый, заурядный, ими­тация, инверсия, инцидент, каламбур, кампания, кардиналь­ный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, ком­петентный, косный, прецедент.

Тавтология

Задание2. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все. 2. Это свойствосвой­ственно всем писателям. 3. Строительствошколы не дол­жно замирать на мертвой точке. 4. Питательная маска подпитывает кожу. 5.Деятельность фирмы ставилась вы­ше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 6.Расширился бюджет цен­тра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах большe участников.

Задание 3. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

1. Следует отметить следующие особенности.

2. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.

3. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

5. Самая высочайшая вершина мира – Эверест.

6. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов.

7. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.

8. Вы сфотографировались на фотографии?

Задание4. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступи­тельной статье. 2. В институте разработаны новые методи­ки и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немед­ленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального тво­рения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обоз­начились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Ро­манПушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неебыли очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к со­вместному сотрудничеству.

Задание 5. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. Она поборола боязнь и страх. 2. Манилов долго думал и размышлял. 3. Он негодовал от возмущения. 4. Они проявили свою инициативу. 5. Она с очень великой любовью полюбила Бориса. 6. Онегин вел паразитический образ жизни. 7. Тургенев завоевал мировую признательность. 8. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе. 9. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 10. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место.

Задание6. Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложениях.

1. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов.3. Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4. Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

Плеоназм

Задание 7. Подчеркните словосочетания, в которых встречается плеоназм.

1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.

2. На этой фирме есть свободная вакансия.

3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга.

4. Самое первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.

5. В последнее время отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.

6. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания – 15 минут.

7. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.

8. Свою автобиографию я уже рассказал вам.

Расщепление сказуемого

Задание 8. Найдите «расщепленные сказуемые», замените их синонимичными глаголами. Определите, изменился ли при этом смысл и стилистическая окраска высказывания.

1. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Учи­тель провел опрос всех учеников. 3. Дважды в день произво­дят осмотр больных. 4. В классе мы ежедневно производим уборку. 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной лите­ратуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: