Глава 3. Объекты правоотношений по социальномуобеспечению

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решение государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна реализация материальных правоотношений. В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров вышестоящими органами в порядке подчинённости объектом является действие - решение по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере.

Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот. Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных признака пенсий:

Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.

Во-вторых, источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.

В-третьих,необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность.

Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня. Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на внесённые страховые взносы.

Возможность одновременного получения любого вида пенсии и заработной платы является отступлением от целевого назначения пенсий и принципа солидарности поколений при формировании финансовой основы пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы 1995 года предусматривает, что в случае продолжения оплачиваемой работы пенсия по общему правилу выплачиваться не должна. При новой системе работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, не исключается возможность выплаты пенсий при невысоком совокупном доходе работающего пенсионера. Однако это вынужденная мера, которая обусловливается не существом пенсии, а уровнем доходов.

Таким образом, пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата, назначаемая в связи с достижением пенсионного возраста при установлении инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, в размерах, пропорциональных трудовому (страховому) стажу и прошлому заработку, либо в твёрдых размерах с учётом минимальной оплаты труда или другого установленного государством стандарта.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают пенсии:

· по старости;

· по инвалидности;

· по случаю потери кормильца;

· за выслугу лет.

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка:

- пособия по временной нетрудоспособности;

- пособия по беременности и родам;

- пособия по безработице.

Другие - с целью социальной поддержки:

- единовременное пособие при рождении ребёнка;

- ежемесячное пособие на ребёнка;

- единовременное пособие на погребение и др.

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:

· единовременные;

· ежемесячные;

· периодические.

Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе. Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность - в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования (одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие - из бюджетов различных уровней), а также различия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).

В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице. Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.

Учитывая вышеизложенного пособия можно определить как выплаты, назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.

Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:

· неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнком-инвалидом в возрасте до 16 лет;

· работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;

· лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;

· пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.

Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с помощью назначения различных выплат, но и путём предоставления услуг. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е. на возмездно-неэквивалентной основе.

Виды услуг могут быть самыми разными:

1) Полезные действия:

·медицинское обслуживание и лечение;

·экспертиза временной нетрудоспособности;

·установление причин и группы инвалидности;

·социальное обслуживание на дому и др.

2) Натуральное содержание:

·детей в детских дошкольных учреждениях;

·престарелых и инвалидов - в домах-интернатах;

·лиц, не имеющих места жительства - в домах ночного пребывания и пр.

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Естественно чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом.

 

Список использованных источников:

Нормативный материал:

1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.

2. Сборник законов Российской федерации.

Монографии, научные статьи, литература:

1. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное

пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 176 с.

2.Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное

пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 192 с.

3.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: 1997. - 208 с.

4.Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право России. Учебное пособие -

М.: ВЛАДОС,1999. - 432 с.

 

[1]Конституция РФ, 1993 г.

[2]Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. "Право социального обеспечения".]

 

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ст. 7, 38, 39, 41, 45, 46, 72 и 76).

2. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

3. О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации: Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ.

4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

5. О государственных пособиях гражданам', имеющим детей: Федеральный закон от19.05.1995 № 81-ФЗ.

6. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ.

7. О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ.

8. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

9. О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.08.2000 № 122-ФЗ.

10. О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3.

11.0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

12. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ.

13. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год: Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

14. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 №. 173-Ф3.

15. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

 

16. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

17. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

18. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ.

19. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1.

20. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1.

21.О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: