Виды эмоциональных состояний

 

Настроение – продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основании преобладающих в нем эмоций придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Иначе говоря, настроение – это не конкретная эмоция, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Например, на фоне сниженного настроения легко возникают печаль, уныние, апатия, страх, тревога; при повышенном настроении человек легко заражается радостью, весельем. Часто настроение возникает под воздействием отдельных жизненных событий: приятных встреч, удачно проведенных дел и событий, либо возникающих в семье или на работе проблем и т.д. Настроение часто определяется и состоянием здоровья. Но, в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональный ответ не только на непосредственные последствия таких событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека. Поэтому можно сказать, что настроение является не столько предметным, сколько личностным, имеющим субъективную направленность.

Страсть – интенсивноеи продолжительное переживание, захватывающее власть над другими устремлениями человека. Может ощущаться как нечто навязчивое и тягостное или приниматься личностью. Для этого состояния характерно обобщение эмоциональных и волевых компонентов в направленности на объект (предмет) желания.

Аффект – эмоциональный процесс взрывного характера, проявляющийся в органических и двигательных изменениях и возникающий в критических условиях. Основными характеристиками аффекта являются: бурное экспрессивное поведение, кратковременность, низкий уровень осознанности действий («сужение» сознания), диффузная форма эмоционального переживания. Происходят изменения психических процессов: снижается переключаемость внимания, нарушается устойчивость и концентрация, происходит дезорганизация памяти, ухудшается волевой контроль и критичность действий (вплоть до ступора или хаотичных безотчетных реакций). Патологическое течение аффекта проявляется в амнезии (после аффекта), измененном состоянии сознания (временно – пространственная дезориентация), неадекватности поведенческой реакции на раздражитель.

Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть родных, разрыв дружеских или любовных отношений, и т.п. В депрессивных состояниях актуализируется негативный опыт прошлого, происходит своеобразная «фиксация» на психотравмирующих обстоятельствах прошлой жизненной ситуации. Как отмечает А. Кемпински, «человек тянет за собой багаж прошлого в своих эмоциональных реакциях, которые, в результате нагрузки этим багажом, могут оказаться несоизмеримыми в актуальной ситуации».

У больного, находящегося в депрессивном состоянии, отмечается повышенная восприимчивость и переоценка отрицательных сторон, мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего; на этой почве могут возникать идеи самообвинения, самоуничижения, греховности.

В психологии описаны и другие эмоциональные состояния: например, состояние нервно-психического напряжения (стресс), или состояние, возникающее в ситуации, когда побуждение человека к достижению эмоционально значимой в данный момент цели наталкивается на непреодолимое препятствие (фрустрация).

Эмоционально-негативные состояния имеют значение при развитии, так называемых, психосоматических заболеваний. К психосоматическим заболеваниям относятся такие соматические расстройства, в этиопатогенезе которых существенная роль принадлежит психологическим, в частности, эмоциональным факторам. Например, к психосоматическим нарушениям относятся гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и другие. Рассматривая вопрос об особенностях эмоциональной сферы больных психосоматическими расстройствами, наиболее часто отмечают застойность эмоций, склонность к длительному переживанию, к хронизации эмоционально-негативных состояний, недостаточную гибкость, пластичность, вариативность эмоциональных реакций. Эмоции приобретают свойства патогенного фактора лишь в особых условиях, когда наблюдается развитие эмоциональных состояний необычной силы и длительности.

Фрустрация (лат. frustration – крушение/ расстройство, провал) – состояние, которое возникает у человека, когда на пути достижения значимых целей он встречает непреодолимое препятствие. Иначе говоря, фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо значимой цели. Также, эмоциональное состояние после ситуации обвинения, преграды или срыва планов.

В самом обычном случае фрустрация возникает, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Обстоятельства могут быть объективными: хочется пить, а воды поблизости нет. Однако часто фрустрация возникает также как следствие противоречия личных желаний и ограничений, предписаний, запретов, налагаемых обществом.

Фрустрация чаще всего рассматривается как явление, имеющее для человека негативный смысл. Однако следует также иметь в виду, что вызванное фрустрацией напряжение может способствовать достижению цели, мобилизуя и активизируя все возможные соматические и психические ресурсы человека. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов оно достигает такого уровня интенсивности, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер. В этой связи была создана концепция фрустрации-агрессии, в соответствии с которой фрустрация всегда влечет за собой агрессию, а агрессия является следствием пережитых ранее фрустраций. Частые фрустрации могут приводить к чувству вины, неудовлетворенности и неуверенности в себе, озлобленности.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – психофизиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Канадский биолог и врач Ганс Селье разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривается как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивает его адаптацию к актуальным условиям существования. Стресс может быть вызван ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро приянть важное решение, повышенными умственными, эмоциональными или физическими нагрузками. При этом организм отвечает комплексной защитной реакцией, в незначительной степени зависящей от специфики действующего раздражителя. Часто стрессовое состояние может возникнуть и при действии не очень интенсивного раздражителя, если он личностно важен для человека. По мнению Селье, стресс представляет собой совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности: борьбе, сопротивлению или бегству.

При воздействии стрессора на психику человека, согласно Селье, развертывание событий происходит в следующей последовательности: в коре головного мозга формируется стойкий очаг возбуждения, из которого импульсы поступают в гипоталмус, гипоталамус высвобождает рилизинг-гормон, который заставляет гипофиз выделять в кровь большое количество адренокортикотропного гормона (АКТГ), под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин, под действием которого учащается и усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление, увеличивается содержание сахара в крови и т.д. – таким образом организм подготавливается к интенсивной нагрузке. В развитии стресса было выявлено три основные стадии:

1. Реакция тревоги, во время которой организм перестраивается к функционированию с большим напряжением.

2. Стадия сопротивления (резистентности), которая характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. На этой стадии все параметры жизнедеятельности стабилизируются и закрепляются на новом, более высоком уровне.

3. Стадия истощения, когда под длительным воздействием стрессора силы организма иссякают, резервы истощаются, зарождаются патологические дистрофические процессы в организме. В том случае, если адаптационных и компенсаторных ресурсов личности оказывается достаточно, то третья стадия может и не наступить.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному эффективному поведению в различных стрессовых ситуациях, используя механизмы психологической защиты и копинг-поведение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: