1. Удивление сочетается с переживанием странного, неожиданного, необычного (в положительном или отрицательном смысле). И.А. Васильев выделяет три этапа в генезисе удивления: недоумение (смутное ощущение несовместимости созерцаемого явления и прошлого опыта), «нормальное» удивление (понимание противоречия), изумление (несоответствие ожиданиям при изначальной абсолютной уверенности в прогнозируемом исходе). Данная эмоция мотивирует мыслительную деятельность, активизирует познавательный интерес в разрешении возникшего противоречия.
2. Интерес – позитивная эмоция, имеющая мотивационную направленность на познание. Синонимами интереса являются любопытство (заинтригованность), любознательность (аффективно-когнитивный комплекс: стремление к знаниям).
3. «Чувство» юмора относитсяк когнитивной сфере человека и связано со способностью понимать нелогичность/ комичность ситуации. Аффективной стороной данного чувства является отношение к происходящему, вызывающему положительные эмоции (веселье).
|
|
4. Эмоция догадки соотносится с озарением, внезапным пониманием, некоторые авторы отождествляют ее с радостью, волнением.
5. «Чувство» уверенности – неуверенности (сомнения) связаны с прогнозированием события, ожиданием успеха/ провала. При позитивном отношении к разрешению ситуации появляется уверенность, спокойствие; при негативном – тревога, страх.
Чувства
Чувства – это сложившиеся отношения человека к определенным объектам, жизненным ситуациям, другим людям.
В отличие от собственно эмоций, имеющих кратковременный ситуативный характер, чувства характеризуются длительностью и устойчивостью. По Г. Штеррингу прочность образов и связанных с ними установок заключены в «ядре кристаллизации чувств», - представления с соответствующим эмоциональным состоянием, при их воспроизведении происходит воспроизводство всей гаммы связанных с ними переживаний).
Сложность чувств выражается в свойстве амбивалентности – двойственности переживаний (противоположность по знаку, например при ревности можно испытывать одновременно любовь, счастье, радость и ненависть, разочарование, презрение к этому же человеку).
Чувства всегда предметны и конкретны, представлены в сознании, - например человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности (по А.Г. Маклакову: эмоции имеют ориентировочный характер, могут быть не до конца осознанными и ясными и связаны с бессознательным).
Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Чувства культурно обусловлены, тесно связаны с социальной сферой, а эмоции – с физиологическими (биологическими) процессами.
|
|
В зависимости от направленности чувства делятся на:
§ морально - нравственные чувства (переживание отношения к другим людям),
§ эстетические чувства (чувство прекрасного),
§ интеллектуальные чувства (связаны с удовлетворением познавательной потребности),
§ практические чувства (чувства, возникающие в практической деятельности).
К чувствам относят: симпатию – антипатию, привязанность, любовь, дружбу, враждебность, зависть, ревность, благодарность (чувство признательности), удовлетворенность, чувство собственного достоинства и гордости, счастье и др.