Предвыборная агитация – наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и стоящие за ними политические партии, движения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представительных) органах, выборные должности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата, избирательного объединения, блока. Предвыборная агитация способна оказывать и оказывает большое влияние на умонастроения избирателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация – самый чувствительный нерв всей избирательной кампании.
4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Правовое регулирование. Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации – избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и глав исполнительных органов государственной власти, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации.
Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы:
1) общие субъекты – граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе политические партии;
2) специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.
Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.
Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.
В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Так, в ходе проведения выборов в городскую Думу г. Саратов органам милиции удалось оперативным путем обнаружить частную квартиру, где «черные технологии» изготовляли свою продукцию – листовки. Было обнаружено 10 тысяч экземпляров листовок с оскорбительным текстом в отношении одного из кандидатов. По заявлению одного из кандидатов в депутаты городской Думы в связи с этим было возбуждено уголовное и передано в прокуратуру.[3]
Избирательное законодательство установило формы и виды предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах:
- через средства массовой информации;
- путем организации массовых публичных мероприятий;
- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агитация может проводиться и в иных, установленных законодательством, формах.
В инструкциях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации раскрывается содержание различных видов (жанров) предвыборной агитации, осуществляемых через средства массовой информации:
- выступление – личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей к избирателям с изложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
- интервью – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи;
- пресс-конференция – изложение кандидатом, представителем избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей своей предвыборной программы перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;
- предвыборные дебаты – публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объединений, блоков инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых прелагается в соответствующих предвыборных программах;
- «горячая линия» – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;
- «круглый стол» – обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых агитационных мероприятий; политическая реклама – распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандидатах, избирательных объединениях, блоках, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объединений, блоков.