Международная торговля услугами: сущность, структура, основные тенденции

 

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.

Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН и признаваемой в большинстве стран мира:

 

1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи – 25 видов.

3. Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.

4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

8. Услуги по охране здоровья – 4 вида.

9. Туризм и путешествия – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11. Транспортные услуги – 33 вида.

12. Прочие услуги.

 

Согласно классификации, используемой для статистического учета в Республике Беларусь, основные виды международных услуг включают транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги, которые охватывают различные виды международных услуг: юридические и бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и в сфере связей с общественностью; услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка.

 

Особенности по сравнению с международной торговлей товарами:

ü регулируются не на границе, а внутри страны положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги

ü услуга не подлежат хранению. Экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя.

ü ассортимент услуг, предлагаемый на мировых рынках меньше ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот

ü имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования. Производство и реализация услуги имеет большую государственную защиту.

ü международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие.

ü не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие в личное потребление, не могут быть вовлечены в хозяйственный международный оборот.

 

Тенденции развития:

· снижение доли транспортных услуг,

· увеличение доли туризма в экспорте услуг

· развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят финансовые услуги (страхование, аудиторские и т.д.)

· сокращение доли официальных и правительств услуг

 

Высокоперспективным и динамичным видом услуг становится обслуживание рынка по системе Интернет (Электронная торговля). Интернет предлагает новые услуги по использованию электронных денег.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: