Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.
Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН и признаваемой в большинстве стран мира:
1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи – 25 видов.
3. Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.
4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья – 4 вида.
9. Туризм и путешествия – 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.
11. Транспортные услуги – 33 вида.
12. Прочие услуги.
|
|
Согласно классификации, используемой для статистического учета в Республике Беларусь, основные виды международных услуг включают транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги, которые охватывают различные виды международных услуг: юридические и бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и в сфере связей с общественностью; услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка.
Особенности по сравнению с международной торговлей товарами:
ü регулируются не на границе, а внутри страны положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги
ü услуга не подлежат хранению. Экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя.
ü ассортимент услуг, предлагаемый на мировых рынках меньше ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот
ü имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования. Производство и реализация услуги имеет большую государственную защиту.
ü международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие.
ü не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие в личное потребление, не могут быть вовлечены в хозяйственный международный оборот.
|
|
Тенденции развития:
· снижение доли транспортных услуг,
· увеличение доли туризма в экспорте услуг
· развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят финансовые услуги (страхование, аудиторские и т.д.)
· сокращение доли официальных и правительств услуг
Высокоперспективным и динамичным видом услуг становится обслуживание рынка по системе Интернет (Электронная торговля). Интернет предлагает новые услуги по использованию электронных денег.