Проблема человека в философии. Многомерность феномена человека и основные подходы его постижения

Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии - образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом - "в здоровом теле - здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.

В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял ч-ка, как воплощение бессмертной души. Аристотель: ч-к - политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека - теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир - момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: ч-к - актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека - А. Авгу стин. Фома Аквинский: в ч-ке нет субсганционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях.

Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек - венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы.

Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени - механистический подход к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том.что человеком человек становится.

Проблема стан-я че-ка в условиях развития - проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало - человек должен стремиться к Богу через творчество. Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой.

Человек - существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда. Человек - Номо зар!еп8, человек - существо социальное. Каждый человек уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изу чения человека. Природу человека не определили.

Классификация: Субъективистский подход: человек - его внутренний субъективный мир. Объективный подход: Человек - носитель внешних объективных условий существования. Синтезированный подход: субъективный и объективный.

1. Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы, другие - нет.Сущность то, что делает человека человеком: разум, мораль, нравственность и т. д. Атеисты (Камю, Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько себя ощущает. Представители религиозного крыла. Хайдегер и Ясперс, считают, что сущность человека не может существовать без понятия Бога.

Человек - создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в пограничной ситуации: болезнь, борьба и т. д. Человек приобретает сущность только после смерти, до смерти говорить о сущности не имеет смысла.

2. Представители научного материализма и марксизма: бытие определяет сознание. 3,-Его начало заложено в психоанализе 3. Фрейда, который пытался синтезировать различные стороны человеческой жизни, психики.

ЧЕЛОВЕК - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии Ч.

традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы,. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во- первых.как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь - это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч. в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фу ндаментальную сущностную идею "человечности" как таковой, где видовая особенность Ч. во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (Ч. как "разумное животное") и социальности ("Ч. - это политическое животное").. Конкретный Ч. - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.

Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Она исследует не мир.как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нас не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматривая научное знание как момент отношения человека кмиру, оно позволяет взять его в более широком контексте. И более того, рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.

Античность - человек во всех своих проявлениях подчинялся року, цель и смысл жизни - противостояние этому року. Аристотель: определяет сущность человека, сравнивая его с животным через социальную, общественно-политическую деятельность в государстве. Человек существо общественно- политическое.

Средневековая философия - сущность человека в его божественном происхождении, а смысл жизни - в спасении своей бессмертной души.

Эпоха возрождения - выдвигается образ всесторонне развитой личности, цель и смысл жизни - это художественное творчество.

Новое время - усматривают в человеке его духовную сущность, но основное содержание не вера и разум, сущность человека раскрывается с его природно-биологической основой.

Немецкая классическая философия - абсолютизировала духовное начало в человеке, а его сущность видела в сознании либо в самосознании. Человек является творцом самого себя через многообразие своей практической деятельности. Кантовский императив - не как к средству, а как к цели.

Антропологический материализм (Фейербах) в 19 веке рассматривает человека как высший продукт природы, полное подчинение биологическим законам. Любовь (Фейербах) - самая глубокая сущность и потребность человека.

Марксистская философия - рассматривает человека как мыслящее и как активно-деятельное существо. Освобождение человека от капиталистической эксплуатации других форм отчуждения и социального подавления. Отчуждение - не свойство духа, а конкретное историческое отношение в обществе.

Философия 20 века перенесла внимание с рациональных на иррациональные системы. Сущность человека не разум, а знание, не активная деятельность, а рациональное переживание, страдание, отчаяние.

Подструктуры: биологическая - морфологический генезис; психологические -духовность; социальные потребности и интересы.

Субъективный идеализм замыкает человека в его внутреннем мире, отрывает от объективных основ бытия, сводит его жизнь к произвольному или условно-конвенциональному упорядочению комплекса ощущений.

Материализм исходит из примата объективной реальности и видит назначение человека в ее познании и преобразовании.

Объективный идеализм рассматривает человека как особое, самое главное творение Бога, предназначенное вернуть в его лоно отпавший от него и погрязший в грехе и раздорах материальный мир.

Дуализм постулирует двойственность человека, его параллельное существование в несводимых реальностях, которые И. Кант назвал "миром свободы". В первом случае человек подчиняется законам природы, живет как существо материальное, во втором — как существо идеальное, обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: