Аксиологические параметры бытия ч. в мире. Роль дух.ценностей в форм-ии пр-м жизнед-ти личности

Аксиологические параметры бытия человека в мире. Роль духовных ценностей в формировании программ жизнедеятельности личности.

АКСИОЛОГИЯ(от греч. ценность и - учение) - учение о ценностях; аксиологический - определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей.

Бытие - есть всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Люди естественным образом рассчитывают, что мир есть, имеется здесь и теперь. Мир сохраняется как относительно стабильное целое при всех изменениях, происходящих в природе и обществе. Глубокая философия скрыта в великой книге - Вселенной, всегда открытой нашему пытливому взору.

Бытие означает, что:

1) Мир есть, существует как беспредельная т непреходящая целостность;

2) Природное, духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя и в различных формах. Их существование предпосылка единства и системности мира.

3) В силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию.

Основные уровни бытия:

1.Бытие вещей и состояний природы. Суперсистема - вселенная, природа; о вещах и состояниях говорит человек устанавливая существования мира. Природа бесконечна в пространстве и во времени.

2. Бытие человека в мире природы

3. Бытие произведенных человеком вещей, которыми он себя окружает. Вторая природа - результат творения природы и человека, бывает и вопреки первой природе; главное отличие в том, что это социально­историческая реальность. Мир вещей, созданный человеком, ограничен в пространстве и во времени и принципиально уничтожим.

4. Бытие человека в мире вещей - тело природы и тело человека. Тело человека помещено в мир живой и неживой природы. Борьба за право человека должна вестись за право не существования его тела и тела природы.

5. Бытие духовного - это существование человеческого сознания в его творческой деятельности.

Итак, бытие - предельно общее понятие, которое образовывается путем абстрагирования от различий

между природой и духом, индивидуальным и общественным, бытие это существование реальности.

Понятие бытие является одной из основных категорий философии. Проблема бытия занимает центральное место в философии. И у всех античных философов категория бытия наполнена различным смыслом. Парменид считал, что без бытия мысли не найти, он не видел смысла в различии бытия и мысли. Для Демокрита реально сушми оказываются и бытие (атомы) и небытие (пустоты). Платон противопоставляет истинное бытие(мир духовных сущностей) чувственному бытию. В Средневековье бытие чаще всего отождествляли с Богом. В век Просвещения философы выработали концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь 2 тенденции: 1 рассмотрение бытия как единого фактически существующего (Бэкон.Гоббс, Локк),2) строится система абсолютного бытия (Декарт, Спиноза) В западной философии проблема бытия получило выражение в иррациональных течениях. Заслуживают внимание идеи русских космистов о цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается необходимость единения людей на экологической основе

Духовная сфера и ее связь с другими сферами общественной жизни

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в деятельности людей и их поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания — от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное — театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответству ющих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека. Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание. Индивидуальное сознание отдельных людей — это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. В механизме мотивации социальной деятельности людей большую роль играет идеология. В ней, как и в общественной психологии, выражаются объективные потребности и интересы различных социальных групп, прежде всего классов, а также национальных общностей. Однако в идеологии эти потребности и интересы осознаются на более высоком, теоретическом уровне.

Сама идеология выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально- политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил. В отличие от общественной психологии, которая формируется больше стихийно, чем сознательно, идеология создается идеологами вполне сознательно. Таким образом, процесс создания идеологии й ее распространения в обществе является от начала до конца осознанным и целенаправленным. Все формы общественного сознания — политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и другие — взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни, заключающуюся в неразрывной связи всех ее сторон.

В зависимости от характера сложившихся общественных отношений в то или иное время и решаемых в обществе задач на первый план могут выходить то одна, то другая формы общественного сознания — политическое, правовое, моральное, научное или религиозное. Усложнение процессов общественного развития и повышение их динамичности, переход к новым формам жизни требуют повышения творческой активности людей. Эта активность должна быть глубоко осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Тем самым возрастает значение всех форм общественного сознания, в рамках которых осмысливаются различные явления и процессы общественной жизни и вырабатываются способы активного воздействия на них.

Духовная сфера+Подитика= создание государственной идеологии

Духовная сфера+Социальная сфера=общественное сознание, доступность дух.ценностей всем классам

Духовная сфера+экономика=проблемы финансирования образования, культуры, науки; непосредственное производство и потребление дух благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: