Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Основные стратегии исследования реальности в философии

Социальная философия — раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, антиномии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания, оставаясь, однако, длительное время на периферии внимания профессиональных философов. Вплоть до середины XIX столетия социальная философия (как, впрочем, и философия истории, во многом способствовавшая ее становлению) находилась в процессе перманентного самоопределения, связанного с поиском собственного предметного ареала в рамках как общефилософского знания, так и комплекса формирующихся социально-гуманитарных наук. Произошедшая в XIX веке институционализация этих наук, приведшая к созданию социологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др., способствовала кристаллизации предмета, структуры, проблемного поля и социокультурных функций социальной философии, ставшей в XX столетии одним из основных компонентов философского знания.

Специфика социальной философии как формы познания общества и его феноменов определяется наличием у нее (как и у философии в целом) двух нтенций, подмеченных еще в древности: эпистемной, выражающейся в стремлении к достижению истинного знания, и софийной. воплощающейся в ценностно- императивных и оценочных суждениях о сущности и значении про-„сходящего в мире. Существованием этих ориентации определяется своеобразие философского знания одновременно и как специфически научного, и как мировоззренческого, выходящего за рамки установленных дисциплинарных канонов, следование которым является обязательным для социально-гуманитарных наук. Применительно к социальной философии отметим: в отличие от последних для нее естественно и позитивно сосуществование различных (зачастую, казалось бы, несовместимых) парадигм, исследовательских программ и теоретических моделей общества.

Потребностью в решении двух основных задач социальной философии и определяется ее место в системе обществознания. К Аристотелю и комментатору его сочинений Андронику Родосскому восходит традиция выделения «физического» познания (основанного на регистрации, описании, обобщении явлений, воспринимаемых непосредственно) и «метафизического», предполагающего выход за пределы эмпирической конкретики и обращение к сущности происходящего в мире — к предельным основаниям бытия.

В изучении общества первый путь, представляющий собой путь познания общественных событий («события» людей), явлений, их индивидуализации или генерализации, доходящей до открытия эмпирических закономерностей, выступает прерогативой социально-гуманитарных наук и создаваемых ими концептуальных моделей отдельных сфер и феноменов общественной жизни. Речь идет о различных политологических, культурологических, экономических и других дисциплинарных концепциях. Второй путь заключается в познании общественного бытия как такового и составляет предмет социальной метафизики. Она ориентирована на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни — того, что скрыто под напластованиями социально-исторических событий, что стоит за видимой хаотичностью или размеренностью, за ставшей привычной и будничной чередой социальных явлений.

Эти знания метафизического, или метатеоретического, уровня составляют первую принципиальную особенность социальной философии как учения об обществе. Именно метафизическое осмысление позволяет раскрыть сущность общества как реальности особого типа, объективно-субъективной по своему характеру: с одной стороны, в обществе действуют люди и функционируют социальные институты, реализующие осознанные интересы и цшие объективирован11ый. а потому нормативный характер, влияющие на д, ятельность людей.

Социальная философия обращается к метафизическому осмыслению обще ства не как к самоцели (история выявила: редукция философии к метафизике и придание последней самодовлеющего характера оказали негативное влияние и на саму философию, и на конкретно-научное знание), а как к средству более глубокого и конкретного понимания общественной жизни. Последнее предполагает принципиальное единство и взаимосвязь философии и обществоведения и на теоретико-содержательном, и на методологическом уровнях. Поэтому вторая фундаментальная особенность социальной философии заключается в гармонизации отношений между «метафизическим» и «физическим» знанием об обществе, представленным в фактическом материале, эмпирических обобщениях и дисциплинарных (историографических, политико-экономических и др.) социально-гуманитарных концепциях — т.н. теориях среднего уровня, через которые социально­метафизические проекты обретают конкретное содержание, коррелируя с реалиями общественно­исторической практики. От характера указанных отношений, таким образом, зависит предметность и; эвристичность социально-философских конструкций, а также мегатеоретическая осмысленность концептуальных построений конкретных социально-гуманитарных наук.

Эта особенность социальной философии отчетливо проявляется в интерпретации общества как системы и выработке (совместно с конкретными социально-гуманитарными науками) теоретических моделей социума.

В литературе существуют разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития:

система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат,

система взаимодействий между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

система социальных коммуникаций между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культу ры;

система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

система отношений между большими (макросоциальными) группами классами, этносоциальными общностями — и выражающими их коренные интересы учреждениями;

система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума; система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются со-тветствующие потребности и интересы общества.

Методологические подходы к исследованию социальных объектов чрезвычайно разнообразны. При этом можно выделить две крайние позиции:

а) натуралиетика — некритическое заимствование естественнонаучных методов при анализе социальных процессов;

б)гуманитаристика — абсолютизация специфики социально-гуманитарного познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точных наук».

Однако в принципе естествознание и общественные науки — ветви одной науки как целого. Человеческое общество — часть природы. Поэтому закономерности неживой природы не теряют своей силы и в процессах, происходящих в общественной сфере. В частности, как в физике или химии, в общественных науках обязательны ограничения, накладываемые законами сохранения. Например, капиталовложения в развитие производства не могут превосходить общую сумму средств, которыми располагает инвестор. Состояние системы — общее понятие для исследования явлений как природных, гак и общественных.

Показателями состояния общества являются: величина внутреннего валового продукта и доля в нем продукта, произведенного с использованием высоких технологий; количество производимой энергии; среднегодовой доход на душу населения; доля трудоспособного населения и безработных в общей структуре населения: уровень компьютеризации и т.д. В отличие от процессов в неживой природе общественные процессы являются управляемыми. Однако методы и подходы теории управления, эффективные при анализе технических систем, оказываются маломощными при изучении социума. Модели, учитывающие биотические факторы и воспроизводящие целенаправленные действия по принципу «стимул — реакция», также не могут адекватно отобразить общественные процессы. Человеческое общество — рефлексивная система. Рефлексивной является и любая подсистема человеческого общества — государство, коллектив, личность и пр. Такая система (подсистема) не только реагирует на внешние или внутренние раздражители. Она способна к оценке своего поведения, кпредугадыванием и прогнозам, к принятию решений в условиях конфликта. Иными словами, она обладает сознанием — высшей формой психического отражения и саморегуляции, формой, присущей только человеку.

Социальные науки имеют дело с людьми, их поведением и деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями, нормами, целями и ролевыми предписаниями социальных групп и индивидуумов. Эти науки ставят перед собой задачи по обнаружению, описанию и раскрытию сущности людских потребностей, интересов, ценностей, целей и т.д. Природа, внешняя по отношению к человеку (в том числе и «вторая природа» -— техника), не обладает подобными качествами. Таким образом, рассмотрение человеческой деятельности во всех ее формах и на всех стадиях, вместе с главными средствами ее рефлексии нравственными ценностями, является ведущим ориентиром социального познания.

Системный анализ представляет процесс развития многих социальных систем состоящим из следующих стадий:

а) формулировка цели; б) ее адаптация к средствам достижения;

в) выделение альтернатив деятельности; в) анализ;.) оценка; д) выбор (принятие решения).

13. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

Социальная структура - объективная расчлененность общества на социальные группы /классы, страты/; Страты - термин, исп-й в социолог ии для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками /занятость, доходы, образование и др./ Социальная структура общества есть целостная совокупность всех су ществующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструкту ры. 1социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями и племя как объективизма и субъективизма в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике. Исследование общества в различных его измерениях всегда было одним из приоритетных направлений в рамках отдельных разделов философского знания: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др.

Социальная философия — это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы Социального (Общественного) бытия, социальной онтологии. Несмотря на то, ЧТО общество, будучи сложной самоорганязованной системой является объектом изучения различных наук. Социальная философия ставит перед собой следующие вопросы: какова специфика социального бьтия, существуют ли законы общественной жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, импиричееского и теоретического познания в общественной ЖИЗНИ, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеал ьныХмоделоб щества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в разлячнйх его измерениях, выступающее В проццесе философской рефлексии как социальное бытие. В шярокОМ смысле слова под обществом понимается обособившаяся ОТ природы часть материального мира, которая представляет собойисторически развивающуюся совокупность отношений между людьми складывающийся в процессе жизнедеятельности В социальной философии сформировались две исследовательские модели, ценностно­нормативная социальная философия и научно-рефлексивная социальная философия. В рамках первой модели, начиная от платоновского идеального государства, утопических идей социализма, идеологии коммунизма и до философских концепций Ф. Ницше, П. Сорокина, Н.А. Бердяева и других, предпочтение отдается обоснованию желаемых форм общественного устройства и норм достойного существования в истории, предназначения истории как соответствующей высшей ценности человеческого бытия. В рамках же второй мо дели акцент делается на анализ сущности социальной реальности как подсистемы целостного мира, собственной логики развития общества, истории и человека.

Исследование программы в обществах знаний: Натуралистические; Психологические; Социально­психологические: Социологические; Культурно-исторические

1- й тезис; Социально-гуманитарное познание /СГП/ представляет собой вид научного знания, которое хар-ся сходством /поскольку яв-ся наукой и различием по предметной области и методом исследования/ с естествознанием или естественными науками. Трактовка: сходство и различие имеют 2 подхода натурализм и гуманитаризм, естественно- натуралистические программы заключаются в трактовке общества, как трактовка познания естествознания;

Гуманитаризм- отрицает эффективность исследования общества в целом методами естествознания / вплоть до отрицания самой возможности социально-гуманитарного научного исследования/

2- й тезис: Признавая СГП в качестве познания научного методология науки ставит вопрос о естествено-научных методах в естествознании; -общество в той мере в которой представляет собой совокупность объектных процессов /как часть природы народонаселения, среда обитания, численность и др./ Подлежит исследованию с помощью применения научных методов;

3- й тезис: Вместе с тем.как объект исследования имеет ряд особенностей по сравнению с другими объектами природы, главными из которых яа-ся:

1-я особенность объекта: Общество -это особенная реальность, которая наряду с с объективными процессами функционируют объекты не сводимые к природным процессам, а именно: -создание человеческого сознания область смысла, значений, цели и ценностей, т.е. общество сложное, саморазвивающее рефлексивная система. 2-я особенность объекта: Вхождение его в структуру субъекта познания наделенного сознанием ценность смысла установки и т.д отсюда проблема истины- заинтересованные личности. Особенности объекта-задают необходимость при исследовании отличительных от методов естествознания

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К ним относятся следующие: натуралистическая, культурно-историческая, психологическая и социо-психологическая

— исследовательские программы классического и постклассического марксизма; — программа социального действия М. Вебера;-программа социальной реальности как феномена символической интеракции;-программа структурного функционализма (Т. Парсонс);— программа общественной рациональности и коммуникативного действия, "системы" и "жизненного мира" (Ю. Хабермас) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: