Философские традиции в исследовании сознания

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека. Сознание возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием именно человеческого мозга. У животных нет сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Возник человек современного типа, возникло и подлинно человеческое сознание. Реальность и действительность сознания обнаруживается посредством речи, языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Сознание есть высшая форма отражения, присущая только человеку и является свойством, происхождением, результатом и орудием его деятельности. Сознание -активное, творческое отражение действительности человеком. В структуру сознания включаются многие его элементы: отражение действительности, ее знание, эмоции, нормы, ценности и оценки поведения, восприятие и мышление, нравственное, политическое и гражданское положение и осознание его личностью.Возникновение соз-ния связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразователыюй общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм мной деятельности в особых формах отражения. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В XX веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и. т. д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень познания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое. Сознание - фундаментальное понятие философии. Оно не существует как вещь (нельзя потрогать, пощупать...); не дано в ощущениях; оно идеально (т.е. противоположно материальному); не бывает вне человека; субъективно по форме своего существования, хотя отражает объективный мир, а значит по содержанию оно объективно. Мы познаем сознание, анализируя формы его проявления: речь (язык), поступки, результаты деятельности. Существует несколько осн. подходов к изучению сознания; 1.Субстанциональный (рассматривает сознание как субстанцию.Это идеалистический подход).В нем выделяют: объективный идеализм и субъективный идеализм.2.Функциональный (рассматривает сознание как функцию материи, т.е. социального человека, наделенного мозгом. Это материалистический подход.)З. Экзистенциально - феноменологический (занимается описанием феноменов сознания. Выделяются шаги сознания: ощущение, понятие, восприятие. Сознание - это сложное системное образование, совокупность разнообразных идеальных процессов: чувства, воображение, эмоции, воля, память. Только человеку присуще сознание. Сознание социально.ОБЪЕКТИВИЗМ (предмет) - в противоположность субъективизму: 1) направление в гносеологии, приписывающее познанию постижение реальных предметов и объективных идей (см. Реализм); 2) направление в этике, которое признает объективные ценности и предписания и пытается установить объективный критерий и объективную цель нравственного действия (см. Норма)НАТУРАЛИЗМ (- природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие "природа" также дух и духовные творения ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв, учение о феноменах) - учение о явлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: