Специфика социальной реальности как сферы жизнедеятельности людей, воспроизводства человека как природного, социального и духовного существа

На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания, рез-ты кот.прямо или косвенно сказывались на характере деятельности человека, отношениях между людьми, формах самоорганизации и регуляции жизни социума. С возникновением философии объединение вышедших из одного корня, но впоследствии и отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно- родствнные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей, и нация как такая общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.

подструктура социальной структуры обществасоциально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

подструктурасоциально-пространственная как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенчкому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т.д.).

подструктура социально-классовая, определенная историческая форма развития производства,

а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения долл общественного богатства.

подструктура профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово "стратификация обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы.

Концепция соц. стратификации, соответствующая стратегии методологического универсализма, исходит из признания конституирующей роли социокультурных общностей и их мобильности. В философии эта концепция понимается в двух смыслах. В узком смысле она рассматривается в качестве оппонента марксистско-ленинской концепции классов, призванной преодолеть «жесткость» деления общества на классы по отношению к собственности на средства производства. В широком — концепция социальной стратификации, включающая в качестве версий марксистскую и неомарксистскую теории классов, акцентирует внимание на структуре общества как форме связи между социальными группами, обеспечивающей целостность и стабильность развития общества.

Последнее обстоятельство рельефно проявляется в функционалисте кой версии концепции социальной стратификации К. Дэвиса и Д. Мура, обосновывающих ее позитивное влияние на социодинамику. Согласно этим авторам, поскольку общество неоднородно, то всегда существует дефицит людей, которые могут быть привлечены к исполнению важных для общества функциональных (должностных) обязанностей. Для привлечения надо их стимулировать. Поэтому выгоды и их распределение соответственно престижу и уважению с необходимостью порождают институционализацию неравенства в обществе, требуя, однако, устанавливать и соблюдать меру стратификации: слабая ведет к снижению творческого потенциала общества, а избыточная — к появлению явных аутсайдеров и социальной конфронтации.

В дескриптивных и императивных версиях концепции (М. Вебер, П.А. Сорокин, Т. Парсонс) интересы нормального функционирования общества также предполагают его стратификацию, связывая воедино карьерный успех человека и соответствующее выполнение им своих функций со стабильным существованием общества.

Т. Парсонс, впрочем, вышел далеко за рамки стратификационного подхода, став одним из основателей школы стру кту рного фу нкционализма и предложив собственную оригинальную модель социума.

В ранних работах он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает автора (действу ющее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов — каждый из них выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем стату сом, который он имеет в обществе. Здесь значение субъективной стороны социальной реальности очевидно, ибо.как подчеркивает Т. Парсонс, «если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация».

В дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества — его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к социальным системам:

1) адаптация (к физическому окружению):

2) целедостижение (получение удовлетворения):

3) интеграция (поддержание бесконфликтности и гармонии внутри системы); воспроизводство структуры и снятие напряжений, латентность системы

(поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

М.Вебер 4 оси. типа соц. Действий индивидов в совр.общ-ве:

1. аффективное актуальные аффекты и чувствах

2. традиционное-побуждается традициями, привычками

3. ценностно-рацион. -созн-е следование с-.ме ценностей, принятой в обществе

4. целерационалъное — сот. Постановка практически значимой цели и подбором средств

Марксиская концепция общ-ва Маркс - не сознание людей опред-т их бытие, а наоборот, их общ. Бытие опр. Сознание произв-во опр. Духовную жизнь ГЛАВИОЕ-с-ма общ. Отн-цй

15. Развитие общества как цивилизационный процесс. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества. Общество - ото обособившееся от природы сложное образование, представляющее собой исторически изменяющу юся форму жизнедеятельности людей.

Специфика общества состоит во включенности людей в общественные отношения, что отличает социальные образования от других систем материального мира. Общество - это прежде всего совокупность общественных отношений, причем в их системе особое место занимают отношения производственные, анализ которых позволяет выявить наиболее существенные аспекты социальной жизни.

Общественные отношения существую! лишь до тех пор, пока есть деятельность, которая образует единственно возможный способ бытия социальной действительности. В качестве человеческой деятельности выступают производство материальных благ, воспроизводство людей как общественных индивидов и воспроизводство соответствующих отношений между ними, в том числе нематериальных.

Существенную сторону жизнедеятельности общества составляют процессы управления, обеспечивающие воспроизводство и развитие общества, его целостность и устойчивость. Элементами процессов управления могут выступать обычаи и традиции, конкурентные механизмы регуляции спроса и предложения, планового воздействия на общественные процессы и т.п. Действие регулятивных механизмов различных типов обеспечивает функционирование общественной системы как целостного социального организма. При анализе общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развитие социальных систем, ибо особенностью общества является способность к расширенному воспроизводству и повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых общественных потребностей и форм их удовлетворения. Усложнение структуры общества, формирование новых потребностей, надстраивание над старыми регулятивными механизмами новых уровней связано с его развитием.

Функционирование и развитие социальной системы предполагает сменяемость поколений людей и. стало быть, социальное наследование, преемственность в их жизнедеятельности. Если в животном мире жизнедеятельность обусловлена передачей наследственных признаков (а также путем своеобразного научения), то в обществе людей - приоритет за необходимой информацией, накапливаемой и хранящейся, а затем передающейся благодаря деятельности особых.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусского языка, Культуры, сохранению белорусского государства, гуманистических перспектив развития общества и гражданской ответственности за будущее страны. Массовое сознание белорусов не может породить достаточно богатой исторической мифологии, примером которой является мнение украинцев о том, что Киевская Русь — раннефеодальное восточнославянское государство XI — XII вв. — является украинским государством. В массовом сознании героическими страницами нашей истории оказываются только партизанское движение 1941—1945 гт и послевоенное восстановление, т. е. в массовом сознании присутствуют белорусско-советские историческое мифы, создающие немного предпосылок для национальной идентификации Однозначно определить место белорусов в тех или иных политических и культурных процессах, имевших место в прошлом, достаточно сложно. В частности, это касается, например, места белорусского народа в истории Великого княжества Литовского, представлявшего собой, по мнению специалистов, многонациональное государство. Трудности в оформлении национальной идеи связаны с особенностями национальной культуры, которая сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп — литовцев, русских, евреев, татар и др. Постоянный контакт с разными цивилизациями, культурными традициями, обусловленный особым географическим (в центре Европы, на перекрестке торговых путей) я культурно-историческим положением (между п равославно-византийским и римско- католическим мирами), наличием воинственных соседей и мощных военных государств, обусловил такой пограничный характер белорусской культуры. Культурное пространство не имеет целостного строения в том виде, в котором целостность присуща народам не имевших провалов в государственной судьбе.

В статье ((Белорусское возрождение» М. Богданович показывает, что белорусская культура, развившись ((на древнеславянских корнях», в XIУ—ХУ вв. сближается с завадноеврооейской культурой, пережявая в ХУ1 столетии свой золотой век». В целом до конца ХУШ в. наша культура развивалась в русле запвдноевропейской традиции, нов последние сто лет перед вхождением территории Беларуси в состав России происходит отрыв культуры ополяченного высшего сословия от народной культуры. В первые десятилетия после вхождения в состав Российской империи ситуация кардинально не меняется, но с 30-х годов XIX в. ощутимо усиливается влияние русской культуры на фоне усилившейся русификации края


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: