Философские и общелогические методы в научном познании

Предельно широкую область применения имеют философские методы, представляющие собой системы самых общих принципов, определяющих способ фрагментации и синтеза исследуемой реальности, осмысления условий ее стабильности и направленности изменений, а также самый общий способ определения отношения к ней полученного знания. К философским методам относится диалектика и ее альтернативы (прежде всего, метафизика и эклектика), философские версии структурализма, феноменология, инструментализм операционализм и др. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТЙВОПОЛОЖНОСТЕЙ КАК ЗАКОН НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ. Вскрывает проблему источника, причины развития. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон — ядро диалектики. Он указывает на источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагаютдруг друга ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источи и ком—' самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга. Чтобы понять содержание закона единства и борьбы необходимо проанализировать прежде всего исходные понятия и категории, такие как тождество, различие, противоположность. Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. Этот закон показывает, как.каким путем возникает новое. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: количество, качество, свойство, мера.скачок. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ КАК ЗАКОН НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ. Показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Его сущность: всякаяконечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутреннесвязанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, которыйпроявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общеюцикла. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение.развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий все то свидетельства диалектического отрицания. Общелогнческие методы познания Сравнение — метод познания, состоящий в сопоставлении объектов, однородных по существенным для данного рассмотрения признакам, посредством которого выявляются их качественные и количественные свойства

Лидодо — метод познания, состоящий в мысленном или практическом (материальном) расчленении целостного объекта на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их исследовании относительно независимо от целого. Синтез — метод познания, состоящий в мысленном или практиком соединении ранее выделенных элементов (признаков, свойств, ношений) объекта в единое целое с учетом знаний, полученных в процессе их исследования относительно независимо от целого. Абстрагирование — метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от ряда признаков, свойств и отношений объекта и одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя. Обобщение — метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений объекга Лидукция — метод познания (способ рассуждения), состоящий в наведении мысли на какой-либо общий вывод (правило, положение на основе частных посылок. Дедукция метод познания (способ рассуждения), состоящий в выведении из общих посылок заключений частного характера.

Аналогия — метод познания (способ рассуждения), состоящий в констатации сходства объектов в определенных признаках (свойствах, отношениях) и предположении на этом основании об их сход, стве г других признаках (свойствах, отношениях), в результате че делается вывод о наличии у исследуемого объекта— неизвестных ранее признаков (свойств, отношений), идентичных с теми, которые зафиксированы у сопоставляемого с ним объекта.

Моделирование — метод исследования, состоящий в создании и изучении модели, заменяющей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: