Понятие метода и методологии в научном познании. Многоуровневая концепция методологического знания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. Методология—отношения субъекта к средствам и механизмам приращения знаний. В наст, время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений: - философия науки - материалистическая диалектика -феноменология - структурализм - пост позитивизм - герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания: I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания. Методы эмп.исследования: -наблюдение - эксперимент - сравнение - измерение Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент

характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощь». -

приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теор. исследования:

1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:

а) образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному;

б) движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления

2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве

3. метод формализации -упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. логики

4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые. Общелогические методы познания: - анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части - синтез - воссоединение целого из частей - индукция -рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер - дедукция -рассуждения от общего к частному - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах -абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств - обобщение - установление общих признаков ряда объектов Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стаю очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы

 

и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так.в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов сопиально-гуманитаркых наук. В свою очередь методы естественных наук могут быль подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения). 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретика методологическими положениями специальных наук 3. Частнонаучные методы совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в гой или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 4. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования 5 Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов- (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ. Методология — сложная, динамичная, целостная, система способов. Приемов, принципов разных уровней, содержаний, возможностей и структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: