Природа и типы научных революций

В развитии науки выделяют 2 этапа: эволюционный (экстенсивный) и революционный (интенсивный).

В модели историко-научного процесса, обоснованной Т. Куном, они интерпретируются как фаза «нормальной науки и период научной революции». Эвол-е развитие не предполагаег радикального обновления существующего фонда теоретических знаний. На этом этапе, происходит расширение области приложен г теорий, доминирующих в научной дисциплине, адаптация их к решению новых задач за счет их-- теоретического объяснения и ассимиляции в рамках принятой стратегии исследования. Револ-е развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее концептуально-теоретического арсенала. Происходит разрешение обострившихся противоречий между теорией и эмпирией. Теория утрачивает свой объяснительный и предсказательный потенциал. Наступает стадия ее «сатурации», г.е. момент, когда она оказывается не в состоянии ассимилировать все возрастающий поток эмпирической информации.

Научной революции обычно предшествуют следующие когнитивные и познавательные предпосылки:

1) исчерпание эвристического потенциала наличных систем теоретического знания, т.е. невозможность на их основе осуществлять успешное описание, объяснение и предвидение исследуемых явлений:

2) возрастающая сложность концептуального, логического и математического аппарата теоретической системы знаний за счет все более интенсивного использования ас! Нос гипотез и искусственных модификаций структуры и языка теории;

3) накопление эмпирических и теоретических аномалий, парадоксов и противоречий, которые не позволяют использовать традиционные для данной теории алгоритмы постановки и решения возникающих задач и проблем.

Она начинается тогда, когда формируется новая креативная идея, выполняющая функции концептуального ядра будущей теории, парадигмы или научной картины мира. Важно Наука в целом явл. строго рациональным предприятием. В ней не приветствуются релятивистские авантюры, а теорииутратившие свои эвристические возможности, перестают использоваться лишь тогда, когда сформулированы хотя бы основы новой теоретической системы. Эта методологическая норма научного познания выражена в известном принципе соответствия, который реализует требования рациональной преемственности между старыми и новыми теориями в процессе исторической динамики науки.

В совр. Ф-ии науки активно развивается идея.период научной революции наступает тогда, когда происходит перестройка исследовательских стратегий, задаваемых метатеоретическими основаниями науки. Эти основания обеспечивают эволюционный рост знания до тех пор, пока базовые характеристики системной организации изучаемых объектов успешно ассимилируются в рамках существующей картины мира, а методы теоретического освоения объектов соответствуют тем методологическим нормативам, которые входят в структуру стиля научного мышления, доминирующего в данную эпоху. По мере развития науки она сталкивается с принципиально новыми типами объектов, которые не могут быть освоены в рамках существующей картины мира и соответствующих ей эталонов и норм научного исследования. Возникает необходимость перестройки метатеоретических оснований науки, знаменующая собой этап интенсивного роста знаний, или научной революции. В зависимости от того, какие конкретно основания науки подвергаются трансформации и изменениям, выделяют различные типы научных революций.

Среди существующих типологий научных революций укажем на 2. Первая обоснована В.В. Казютинским и предполагает вычленение трех типов научных революций:

1) мини-револющш, которые относятся к отдельным разделам или отраслям знаний в рамках конкретной научной дисциплины:

2) локальные революции имеют место тогда, когда концепту альные изменения происходят в рамках научной дисциплины в целом;

3) глобальные революции радикально трансформируют существующие представления о предметных методологических основах науки и приводят к становлению нового видения мира.

В.С. Степин, выделяются также 3 типа научных революций:

1) внутридисштлинарные;

2) основанные на междисциплинарных взаимодействиях;

3) глобальные.

глобальные революции ведут к изменению сложившихся типов научной рациональности и формированию новых исследовательских стратегий в научном познании.

В истории науки выделяют 4 революции, сопровождавшихся сменой типа научной рациональности. Первая свершилась в XVII веке, ознаменовав становление классического естествознания. Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX века и привела к формированию дисциплинарно-организованной науки. В результате этих революций сформировалась и получила свое развитие классическая наука с характерным для нее стилем мышления. 3 революция, разворачивавшаяся с конца XIX века вплоть до середины XX, привела к формированию неклассической науки. Начиная с последней трети XX века происходит 4 научная революция, влекущая за собой становление постнекдассической науки с присущими ей отличительными особенностями научной рациональности, включающей в определение стратегий научного поиска гуманистические ориентиры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: