Решающая роль разума в процессе познания. Рационализм (от лат. rationalis — «разумный») в противовес эмпиризму придает в процессе познания решающую роль человеческому разуму. Посылки рационализма в следующем. Все знание действительно извлекается из опыта, но наше знание — не просто опыт, а упорядоченный опыт. Это упо-
Возникновение философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм
Урядочивание происходит на основе абстракций и законов, которые изначально присущи нашему рассудку (например, математические и логические положения). Таким образом, рассудок еще до опыта предписывает нам, какие вопросы надо поставить, после чего уже проводится опыт для подтверждения или отрицания наших рассуждений. Основное правило рационализма: «Нет ничего в рассудке, чего бы не было в опыте, за исключением самого рассудка».
Например, взрослый человек видит солнца в виде диска, так как в его сознании имеется идея круга, но новорожденный ребенок видит солнце в виде яркого бесформенного пятна. Таким образом, сам разум ограничивает пространство и формирует в нашем сознании конкретные формы предметов.
Представители рационализма — Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716) и др. В основном рационализм нашел распространение среди французских и немецких ученых.
Рене Декарт. Декарта считают основателем рационализма и философии Нового времени. Так же как и Бэкон, он пытался разрешить проблему достоверности знания, но подходил к ней с иной стороны. В отличие от Бэкона Декарт являлся великолепным математиком. По его мнению, с помощью математики можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам, которые не может дать опыт. Он был убежден, что вообще степень научности любого знания прямо пропорциональна его математизации.
Декарт явился основоположником новой методологии науки. Это направление противоположно эмпиризму и условно может быть выражено в формуле дедукции (от лат. deductio — «выведение»): «От общего к частному.
Метод Декарта заключается в выполнении следующих четырех правил:
1) «никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен»;
2) «разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения»;
3) «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по-ступеням, до познания наиболее сложных»;
4) «делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенными, что ничего ни пропущено».
Важнейшим из правил рационалистического метода сам Декарт считал первое, так как оно признает истинным лишь то, что предстает перед нами с предельной очевидностью и отчетливостью, не оставляя ни малейшего сомнения в содержании мыслимого. Такие само-
Раздел V Философия Нового времени
Очевидные положения Декарт называл ясными и отчетливыми идеями. Это такие идеи, которые достаточно провозгласить, чтобы далее не сомневаться. Опираясь на них, можно путем вывода одного понятия из другого получить все другие положения.
Вся наука строится на «ясных и отчетливых идеях», лежащих в основе всего нашего знания. Декарт считал, что они врожденные. Добраться до них можно лишь с помощью определенного метода — метода «универсального сомнения».
Подобно скептикам и Августину Аврелию Декарт начинает с положения о том, что сомневаться можно во всем. Но единственно несомненным является сам акт нашего сомнения. Сомнение есть акт мышления, следовательно, само мышление — несомненно. Но для того чтобы мыслить, должен существовать тот, кто мыслит. Он пишет: «Полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение: я мыслю, следовательно, я существую, является наипервейшим и наидостовернейшим из всех».
Существование Бога и мира. Таким образом, Декарт получает простую и неоспоримую истину, которая является основой для формирования других очевидных правил, например правил математики или геометрии. Почему именно этих наук? Потому что они более всего зависят от того, кто мыслит, и в меньшей степени — от окружающей реальности. Но возникает проблема: как убедиться в том, что мир, знание о котором есть в нашем разуме, действительно существует, а не является одной из «идей разума»?
Декарт выходит из положения, прибегая к онтологическому аргументу христианских философов о наличии в мире Божественного бытия. Он говорит, что в человеческом сознании находится идея Совершенного Существа — Бога. Но весь наш опыт свидетельствует о том, что человек есть существо несовершенное и ограниченное. Как же наш несовершенный и ограниченный ум может самостоятельно породить идею неограниченного и совершенного Существа? Вывод Декарта таков — только сам Бог мог вложить ее извне в нас. Таким образом. Бог существует, отсюда следует необходимо существование и окружающего нас мира, который Им создан, поскольку совершенный Бог не может нас обманывать.
Интеллектуальная интуиция. Именно Бог с нашего рождения вкладывает в нас «ясные и отчетливые идеи», которые мы можем постигать с помощью интеллектуальной интуиции (от лат. attentis oculis — «пристально, внимательно смотреть»). Интуиция, по Декарту, это не чувственное, а интеллектуальное постижение, т.е. такое, когда мы предмет лишь мыслим, не ставя его перед своим внутренним взором
В качестве чувственной вещи. Нам сложно или даже невозможно представить себе какие-то большие или даже бесконечные вещи, например Вселенную, однако мы можем ее помыслить. Это и есть интеллектуальная интуиция.
Учение о субстанциях. Выделив мышление в качестве самоочевидного факта, не нуждающегося в своем обосновании ни в чем другом, Декарт постулирует наличие субстанции души, главным атрибутом которой и является мышление, или сознание. Сознание само в себе имеет ясные идеи, на основании которых строит знание о себе и внешнем мире, потому является самодостаточным в своем существовании..
Другой, независимой от первой, является материальная, или телесная субстанция, которая характеризуется свойством протяжения. Протяженность определяет свойства вещей внешнего мира. Протяжение — это способность вещи внешнего мира заполнять пространство. Это свойство также самодостаточное.
Декарт считал, что эти субстанции независимы друг от друга. Идеи и мысли длятся во времени, но не имеют пространственных характеристик. Мышление и протяжение выступают сами по себе, между ними нет соприкосновения, нет ничего общего. Но это положение философии Декарта порождает следующую проблему. Известно, что наша мысль может запускать в ход работу мышц нашего тела, а ум способен испытывать на себе влияние тела. Как объяснить воздействие друг на друга двух различных по своей природе субстанций?
Декарт считал, что эти две субстанции связывает между собой третья бесконечная субстанция — Бог. Бог приводит в соответствие наши мысли и свойства внешнего мира. Декарт даже предполагал, что в теле человека имеется конкретное место, через которое осуществляется взаимодействие тела и души между собой. Это так называемая «шишковидная» железа (гипоталамус), расположенная в мозге человека. В ней, по мысли философа, душа и обитает. Данные от органов чувств, несущие информацию о внешнем мире, поступают по нервам в «шишковидную» железу и возбуждают душу, которая дает импульс мышцам. Попутно заметим, что, развивая эту тему, Декарт стал первым ученым, открывшим психофизиологическое явление, именуемое «рефлекторной дугой».
Мир как гигантский механизм. В целом учение о субстанциях Декарта согласовывалось с представлением о мире как гигантском механизме, который можно описать с помощью геометрии и механики. Даже животных он считал машинами, а потому полагал, что они не чувствуют боли. Поскольку в Природе действуют механические законы, то она может быть подчинена человеку.
Литература
1. Асмус В.Ф. Фрэнсис Бэкон // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1969.
2. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971. (Серия: «Философ, наследие».)
3. Декарт Р. Сочинения в 2 т. М., 1989. (Серия: «Философ, наследие».)
4. Ляткер Я.А. Декарт М., 1975.
5. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
6. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII в. Новосибирск, 1993.
7. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1996.
8. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.