Философия экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)

Экзистенциализм (позднелат. – ex(s)istentia – существование), или философия существования, – крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Его основная цель – разработать нередукционистскую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире, «среди вещей и Других» – под знаком его онтологической самосущественности, незаместимости и конститутивности. (Поэтому нередко экзистенциализм называют «философией человека», направленной против «философий разума и идей»). Экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), после нее в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Г. Марсель, выступивший с экзистенциалистскими идеями еще во время 1-й мировой войны, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар и др.). В середине века экзистенциализм широко распространился и в др. странах, в т.ч. и США. Представители экзистенциализма в Италии – Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Х. Ортега-и-Гассет. К экзистенциализму близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология. Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. Достоевского, Ф. Ницше. В целом на экзистенциализм оказали сильное влияние философия жизни и феноменология Гуссерля (но в каждом конкретном случае, т.е. применительно к отдельным его представителям, этот перечень наследований и влияний специфицируется, дополняется, например, в случае Сартра следует говорить также о влиянии на него философии Декарта, Канта, Гегеля, Хайдеггера и др.; а если иметь в виду поздний этап его творчества, то это и социальная философия К. Маркса). Экзистенция (от глагола ex-sisto, ex-sistere – существовать, выступать, выходить, обнаруживать себя, возникать, показываться, становиться, делаться) – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного (в конечном счете, от божественного бытия), как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В современной философии и в частности в экзистенциализме категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи, во-вторых, способ философского постижения и понимания специфически человеческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания «человеческого», основанному на детерминистском и аналитическом редукционизме. Это позволяет определять экзистенцию как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он – не некая «устойчивая субстанция», а «беспрерывная неустойчивость», «отрыв всем телом от себя», постоянное выступание вовне, в мир. И поэтому человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, иными словами, он «должен быть тем, что он есть», а не «просто быть», он должен «делать себя», и это – «вместо того, чтобы просто быть».

Внутреннее онтологическое устройство человеческого существа, его специфицирующая характеристика как экзистенции состоит, таким образом, в том, что оно есть «нехватка», «неполное», «незавершенное» существование, понимающее и истолковывающее мир и себя самого. Поскольку человек есть бытие, в котором «имеется вопрос о своем бытии» (Хайдеггер, Сартр), экзистенция – постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение индивидом себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем.

Подлинность человеческого существования связывается экзистенциализмом с человеческой «решимостью на способность быть из своей самости», способностью собирать себя «из рассеяния и бессвязности» только что «происшедшего» и приходить к себе самому (Хайдеггер); с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности за себя, мир и все, происходящее в нем (Сартр).

В любом случае и всегда экзистенция задается в экзистенциализме как присутствие человека с миром и самим собой, как живая, не только открытая не фиксированным заранее возможностям, но создающая их деятельность первичного жизнезначимогосмыслообразования, самоопределения, самостроительства и самоосуществления человека в мире. «Незамкнутость – знак его свободы» (Ясперс).

И экзистенция как свобода – предмет понимания, но не объективирующих и каузальных экспликаций. Феноменологический метод, которым пользуется и который активно развивает экзистенциализм, изначально противопоставляет свой подход к проблеме человека и его сознания науке, психологии, «естественной установке», рассматривающим человека как «часть мира». В концепциях науки и психологии сознание деформируется: оно не обладает специфичностью по сравнению с бытием вещей, – заявляет Мерло-Понти.

Разум, по его мнению, есть или ничто, или «реальная трансформация человека». Критикуя психоаналитическую идею «фиксации», он заявляет: здесь субъект отчуждает свою постоянную способность «давать себе миры» в пользу одного из них, он становится местом пересечения множества каузальностей, жизнь его включает ритмы, не имеющие своего основания в том, чем субъект выбрал быть». Тема принципиальной связи экзистенции и свободы, непознаваемости их научными средствами развивается и Ясперсом. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он – «непосредственная основа всех вещей. Понимание этого означает свободу человека, которая в любой другой тотальной зависимости его бытия утрачивается и лишь в этой тотальной зависимости полностью обретает себя». Человек, по Ясперсу, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: «нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки». Это, по Ясперсу, и есть «свобода и то, что с ней связано».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: