Онтология как философское учение о бытии. Системная организация бытия

Онтология (от греч. «он» — сущее и «логос» — учение), т. е. учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Более того, через всю историю философии красной нитью проходит мысль о том, что вопрос «Что есть бытие?» и составляет подлинную и даже «единственную тему философии» (М. Хайдеггер). Онтологическая проблематика всегда составляла важнейший компонент философской мысли — начиная с античности и кончая нашими днями (хотя сам термин «онтология» довольно позднего происхождения: он был предложен в 1613 г. немецким философом Р. Гоклениусом, а всерьез его ввел в философию в первой половине XVIII в. Х. Вольф, который трактовал онтологию как науку о бытии как таковом и считал ее «первой философией»).

Философская категория «бытие» отражает «существование как таковое» безотносительно к его конкретному носителю. Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью. При этом, даже существуя, любое явление несет на себе печать небытия, оно отягощено им и, следовательно, представляет собой неразрывное единство бытия и небытия.

Классическое понимание бытия как некоего всеобщего подлежащего, т.е. основания всех реальных вещей возникает уже в античной философии. Основания вещей в своем конкретном существовании опираются на что-то сущностное и единое для всех них, которое — в отличие от каждой вещи — есть вечное, неподвижное и неизменное. Иными словами, мы имеем здесь дело с субстанциальным пониманием бытия. В роли же такой субстанции (т.е. основы и первопричины всего сущего) выступают в различных философских течениях как духовные, так и материальные сущности.

Метафизика — философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее и равным, необходимым образом захватывающими самого человека, вопрошающего о мире, природе, собственной конечности, уединенности, ностальгии, сущности прекрасного, нравственного и т.д. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующейэкзистенции. Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о самом себе человеке.

Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием философии, динамики ее предмета и предназначения в культуре. В истории философской мысли понятие метафизики нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

Метафизические понятия направлены на то, что может быть понято только предельным вопрошанием, вопросом, обращенным к бытию, миру,

человеку, сущему, вопросом о целом и одновременно захватывающим самого понимающего.

Интерес к метафизике, ее возрождение в современной философии нередко осуществляется посредством обращения к докантовскому ее пониманию как спекулятивной философии, которая выражена в связной, логичной и необходимой системе общих идей и в терминах которой может быть интерпретирован каждый элемент нашего опыта. Такой подход характерен для британского философа А.Уайтхеда. Метафизика, с его точки зрения, есть не что иное, как описание общностей, которые приложимы ко всем деталям. Никакая метафизическая система не может надеяться полностью удовлетворить этим прагматическим критериям. В лучшем случае подобная система останется только приближением к искомым общим истинам. И, тем не менее, задача новой метафизики заключается в осмыслении принципиально новых категорий, которыми оперирует наука ХХ в., в нахождении онтологических оснований науки. Механицизму классической физики с ошибочными представлениями о “простой локализации” объектов и “подменой конкретности” абстракциями абсолютного пространства и времени Уайтхед в своем метафизическом переосмыслении противопоставляет «организм», «клеточную теорию актуальности», «уникальные события», «пространственно – временной континиум», видя в этом задачу метафизики. Уайтхед фиксирует, таким образом, историчность метафизики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: