Философская герменевтика

Происхождение термина “герменевтика”, как правило, связывают с именем бога Гермеса, который в древнегреческой мифологии был вестником и толкователем воли других богов. В настоящее время герменевтику рассматривают в двух значениях: 1) совокупность правили приемов истолкования текстов; 2) направление в философии и гуманитарных науках, которое связывает понимание с осмыслением бытия.

Ядро философской герменевтики составляет теория понимания и интерпретации, становление которой в начале XIX века связано с именами немецких мыслителей Ф.Шлейермахера и В.Дильтея.

Ф.Шлейермахер выдвинул проблему понимания иного сознания, чужого «Я». По его мнению, духовный мир автора текста раскрывается посредством вживания в текст, восстановления переживаний автора. В таком случае происходит совпадение нашего и иного духовного состояния, и, на этой основе, понимание иного.

В.Дильтей считал, что герменевтика – методологическая основа гуманитарных исследований. Он применил идеи Шлейермахера к исторической науке, которую объяснял с позиции «философии жизни». По мнению Дильтея, задача философии – понять жизнь как культурно-историческую реальность посредством «вчуствования» в нее. Метод понимания он противопоставил методу объяснения, применяемому в науках о природе и основанному на деятельности рассудка.

Культура – промежуточное звено между реальностью, подлежащей интерпретации и человеком. Понимание культуры прошлого достигается в результате интерпретации – истолкования отдельных явлений как моментов целостной духовной жизни реконструируемой эпохи.

Герменевтика Дильтея и др. акцентировала внимание на связке «Автор > Текст» и полагала, что можно добиться адекватного понимания, восстановить замысел автора посредством перенесения в ту эпоху. Это – «тип реконструкции».

Современная герменевтика выделяет связку «Текст > Интерпретатор». Задача герменевтики понимается не в реконструкции замысла, а в конструкции смысла. Интерпретатор не может перенестись в другую эпоху и воссоздать первичный авторский замысел, он заново конструирует смысл применительно к своей конкретной ситуации. Это – «тип интеграции» (конструкции).

Представители современной философской герменевтики видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования конкретноисторического события и человеческого бытия.

Х.Г. Гадамера считается основоположником философской герменевтики. Согласно Гадамеру, понимание – способ существования человека, поскольку человеческое бытие реализуется через деятельность, познание, оценку. Понимание – не только познание, но целостный опыт бытия человека в мире, включающий опыт жизни, искусства, истории, традиции и т.д. Поэтому герменевтика не сводится к методологии понимания текстов, она пред-

ставляется «философией понимания», т.е. универсальным способом освоения мира.

Гадамер выступает против классического решения проблем теории познания. Так, по его мнению, истина не есть характеристика процесса познания, она есть характеристика самого бытия. Она может «приоткрыть себя» понимающему мышлению, она «свершается» и преимущественный способ ее свершения – искусство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: