Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.
Предмет – внутренняя свобода человека и проблема свободы выбора. Причины:
1. Социальное противоречие: гуманизм и война;
2. Одиночество человека;
3. Завышенные требования к человеку;
По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные
|
|
Родоначальник – Сёрен Кьёркегор (Дания); Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов – в России.
После I мировой войны – в Германии. После II мировой войны – во Франции.
Представители: Карл Ясперс, Марк Блох, Эрнест Хемингуэй, Мартин Хайдеггер; Федор Михайлович Достоевский, Михаил Афанасьевич Булгаков.
Экзистенциализм:
1. Атеистический экзистенциализм;
Философия внутреннего состояния человека.
Признание первичности личности в обществе истории.
Проблему выбора возлагает на человека.
Предмет – проблема внутренней свободы человека и его стремления к выходу из ситуации.
Экзистенция – чувства человека, переживающего свое состояние (экзистенциал).
Экзистенциалы (состояния):
1. Страх;
2. Радость;
3. Свобода;
4. Ответственность;
5. Тревога;
6. Выбор.
Сартер
«Экзистенциализм – гуманизм»
Существование человека – экзистенция – внутреннее чувство данности своего я, которое выражается в стремлении к ч.л.
Экзистенциальная дихотомия свободы: Свобода – бремя, т.к.:
1. Любой человек на нее обречен;
2. Неизвестность;
3. Влечет ответственность.
Экзистенциальный человек – личность в состоянии внутреннего выбора.
Внутренняя свобода личности первична по отношению к общественной свободе.
2. Религиозный экзистенциализм.
Проблему выбора возлагает на Бога, государство.
Родоначальник экзистенциализма - Серен Кьеркегор (1813 — 1856).
-осознание им неблагополучия мира.
-Начало философии вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.
|
|
-Душа первична, а тело вторично.
-человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.
С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться:
-от эстетического отношения жизни (при котором целью существования выступает наслаждение) к этическому.
-От этического (при котором целью жизни становится разумное служение долгу) к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.
М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе.
-главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире.
-стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.
Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.
Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.