Вопрос 39. Экзистенциализм

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.

Предмет – внутренняя свобода человека и проблема свободы выбора. Причины:

1. Социальное противоречие: гуманизм и война;

2. Одиночество человека;

3. Завышенные требования к человеку;

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные

Родоначальник – Сёрен Кьёркегор (Дания); Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов – в России.

После I мировой войны – в Германии. После II мировой войны – во Франции.

Представители: Карл Ясперс, Марк Блох, Эрнест Хемингуэй, Мартин Хайдеггер; Федор Михайлович Достоевский, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Экзистенциализм:

1. Атеистический экзистенциализм;

Философия внутреннего состояния человека.

Признание первичности личности в обществе истории.

Проблему выбора возлагает на человека.

Предмет – проблема внутренней свободы человека и его стремления к выходу из ситуации.

Экзистенция – чувства человека, переживающего свое состояние (экзистенциал).

Экзистенциалы (состояния):

1. Страх;

2. Радость;

3. Свобода;

4. Ответственность;

5. Тревога;

6. Выбор.

Сартер

«Экзистенциализм – гуманизм»

Существование человека – экзистенция – внутреннее чувство данности своего я, которое выражается в стремлении к ч.л.

Экзистенциальная дихотомия свободы: Свобода – бремя, т.к.:

1. Любой человек на нее обречен;

2. Неизвестность;

3. Влечет ответственность.

Экзистенциальный человек – личность в состоянии внутреннего выбора.

Внутренняя свобода личности первична по отношению к общественной свободе.

 

2. Религиозный экзистенциализм.

Проблему выбора возлагает на Бога, государство.

Родоначальник экзистенциализма - Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

-осознание им неблагополучия мира.

-Начало философии вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

-Душа первична, а тело вторично.

-человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться:

-от эстетического отношения жизни (при котором целью существования выступает наслаждение) к этическому.

-От этического (при котором целью жизни становится разумное служение долгу) к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

 

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе.

-главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире.

-стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: