Понятие " бытие " – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.
Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.
Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:
-атомистическая модель (Демокрит);
-эфирная модель (Декарт);
-вещественная (Гольбах).
Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом.
В ранней античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в рез-те взаимод-я различных стихий-земли, воды, воздуха, огня.
В средние века бытие-это прежде всего Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой-несамостоятельное, слабое существо.
В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение картины мира привели к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств.
В фил-ии 19-20 вв. наряду с классическими философскими школами появились новые неклассические философские системы; несмотря на развитие науки были популярны иррациональные воззрения. Бытие в некоторых случаях фактически сводилось к бытию человека (фил-я жизни, экзистенциализм). А в позитивистском подходе при описании реальности предлагалось опираться только на научные факты, исключать метафизические измышления, спекулятивные конструкции.
При всем многообразии подходов можно выделить некоторые относительно общие принципы отношения к бытию, сложившиеся в 19-20 вв.
Важным принципом явл-ся реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека- части этого мира.
Субстанциализм - свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция-это материя, для других - идеальная сущность.
Динамизм - бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии.
Вопрос 43. Философское учение о природе, движении, развитии.