1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.
2. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.
3. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.
4. С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.
5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.
|
|
Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом».
В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов:
1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.;
2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века);
3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века);
4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века).
Несмотря на то, что определенное философское значение имеют работы таких мыслителей как Илларион («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение»), агиографическая (житийная) литература, концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, есть основания полагать, что самостоятельный характер и особое мировое значение русская философия получает лишь в с творчества В.С. Соловьева, прямыми предшественниками которого являются славянофилы и западники.
Основы предмета русской философии составляли:
a.) Проблема человека, его судьбы и смысла жизни;
b.) Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
c.) Проблемы морали и нравственности;
d.) Проблема исторической судьбы России (западники и славянофилы);
e.) Проблема власти;
f.) Проблема государства;
g.) Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
h.) Проблема будущего.