Вопрос 40. Проблема становления русской философии

Характер древнерусской философской культуры определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Философские идеи находили свое выражение прежде всего в богословских сочинениях. Через богословскую литературу к нам приходили философские идеи античности, патристики и ранней схоластики. Переводились сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Иоанна Дамаскина и других представителей византийской патристики, пользовались известностью произведения болгарских мыслителей - Кирилла и Мефодия, Иоанна, экзарха Болгарского. Философские идеи наших авторов периода Киевской Руси XI-XII вв. мы находим в литературных памятниках "Русская Правда", "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", в произведениях митрополита Иллариона, митрополита Климента Смолятича, великого князя Владимира Мономаха, Кирилла Туровского и др.

Формирование русской мыслительной традиции хронологически совпадает с утверждением на Руси христианства, и затем на протяжении многих веков русская мысль живет и находит свое выражение почти исключительно на языке христианских понятий и образов. Она движется в фарватере тех вопросов и методов их решения, которые были восприняты из христианской богословско-философской традиции, достигшей к моменту своей русской рецепции уже без малого тысячелетнего возраста.

Наряду с религиозной литературой на Руси появляется светская, возникают еретические течения, Тринитарность понимания мира выражена в образах трех задумчивых ангелов, склонившихся друг к другу. Левый ангел изображает творца мира и земли - Саваофа, средний ангел - олицетворяет божественный Логос, Иисуса Христа, правый - духа Истины Параклита, Святого духа. Формируется идея о перемещении политического и духовного центра восточного христианства в Москву. Старец Философей говорил: "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".

Сформировалось новое религиозное движение - старообрядчество.. Сложилась оппозиция так называемых "традиционалистов", выступавших против многих новаций, и "модернистов", считавших необходимым усовершенствования в обществе. "Модернист" Симеон Полоцкий обсуждает проблему соотношения философии и богословия, знакомит читателей с высказываниями античных авторов, пропагандирует светское знание.

В 1687 г. Основана Московская славяногреколатинская академия. В ней изучалась философия, в основе учебного курса лежали взгляды Аристотеля и схоластов.

Восемнадцатый век начинает новый этап в истории страны. Реформы Петра I затронули все стороны общественной жизни. Создается Петербургская академия наук, закладываются основы естествознания, формируются философия и социология, свободные от богословия. Новые научно - философские идеи нашли яркое выражение в кружке Феофана Прокоповича. В кружок, который называли "Ученой дружиной Петра I", входили В.П. Татищев, А. Д, Кантемир, А.М. Черкасов, И.Ю. Трубецкой. Члены кружка четко разграничивали компетенцию духовной и светской власти, призывали к образованности общества, обсуждали философские вопросы состояния души и тела, проблемы гносеологии.

В екатерининское время официальной становится идеология "просвещенного абсолютизма". Тогда же в дворянских кругах образовалась оппозиционная группа, так называемое национально - консервативное направление, во главе с М.М. Щербатовым. В духовных академиях и Московском университете преподавалась лейбнице-вольфианская метафизика. В середине века в Россию проникает и становится модным масонство.

Религиозно - идеалистической идеологии противостояло движение Русского просвещения. Оно инициировало начало освободительного движения. У его истоков стоял Александр Николаевич Радищев. Его главные работы: "Путешествие из Петербурга в Москву" и "О человеке, о его смертности и бессмертии". Анализируя ситуацию в России, Радищев приходит к выводу о всеобщем беззаконии на всех ступенях общества. Необходимы радикальные перемены - отмена крепостного права, переход к республике и т.п. В своем основном философском труде "О человеке…" Радищев использует любопытный прием. В первых двух частях утверждается, что бессмертие души есть не что иное, как пустая мечта, а в двух заключительных - излагаются религиозно - идеалистические суждения о бессмертии души. С точки зрения материализма душа возникает вместе с рождением человека, телесный орган души - мозг, а когда человек умирает, разрушается "мысленный орган", исчезает душа. С точки зрения идеализма душа - простая, неделимая субстанция, отсюда делается вывод о ее неуничтожимости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитии русской философии постоянно противоборствовали две точки зрения: православно - консервативная и просветительско-западническая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: