Клод Леви-Строс – этнограф и философ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Благовещенский государственный педагогический университет

 

Кафедра философии

 

 

Реферат

 

 

Тема: Философские аспекты структурализма К. Леви-Строса

 

 

Выполнила: Комарова Н.А., н.с. отд. истории Амурского областного краеведческого музея

Проверил: ___________________________

 

Благовещенск 2004


План.

 

I. Введение

II. Основная часть

Клод Леви-Строс – этнограф и философ

Идейные истоки философских воззрений К. Леви-Строса

Понятие структуры. Структуральный подход к проблеме познаваемости бытия

Технофилософская модель человека. Методы познания объективной реальности

Категория времени

III. Заключение


I. Ведение

Тема данного реферата – философские аспекты структурализма К. Леви-Строса. Клод Леви-Строс – французский этнограф и социолог, основоположник школы структурной антропологии, автор теории первобытного мышления, которую он применил к изучению семантических структур мифов американских индейцев [15, с.303].

Ученые-философы по разному относятся к философской концепции этого исследователя, одни видят в ней новую философскую систему, другие относятся к этим идеям критически (а именно к подходу решения основного вопроса философии – о соотношении бытия и мышления), среди последних есть те, кто полностью ее отрицают, другие не находят в ней никакой «идейной новизны», а рассматривают лишь как «варианты кантианства, неопозитивизма и вульгарного материализма» [4, с.85].

При написании реферата преследовались следующие цели и задачи:

1. Показать идейные истоки философских воззрений Леви-Строса;

2. Раскрыть понятие структуры;

3. Дать общие представления о структуральном подходе к проблеме познаваемости бытия;

4. Обозначить методы познания объективной реальности

5. Выделить отношение Леви-Строса категории времени

В виду масштаба данной работы, в ней практически не рассматриваются конкретные описательные примеры, приводимые в трудах исследователя, а даются обобщенные выводы. Основным материалом при ее написании являлись переведенные на русский язык труды К. Леви-Строса и статьи отечественных философов, изучающих данный вопрос – Г.А. Курсанова, М.Н. Грецкого, Е.М. Мелетинского, Н.А. Бутинова, В.В. Иванова и др.


II. Основная часть

Клод Леви-Строс – этнограф и философ

 

Полное собрание сочинений Клода Леви-Строса заняло бы не меньше десяти объемистых томов. О нем написано гораздо больше. Пишут, с одной стороны, философы, с другой – представители конкретных наук, в первую очередь этнографы. Амплитуда колебаний в оценках его трудов очень велика – от восторженных восклицаний до недоуменных пожиманий плечами. При этом наблюдается интересная тенденция – философы обычно весьма сдержанно относятся к методологии К. Леви-Строса и видят главные его заслуги в выводах, в результатах анализа конкретных этнографических фактов (брачных норм, систем родства, мифов). Этнографы, напротив высоко оценивают его методологию, структурализм как философскую систему.

В чем же причина такого внимания к этому исследователю и его учению и такого разброса мнений? Пожалуй, основную роль здесь играет способ изложения автором накопленного материала и подачи собственных выводов. Леви-Строс избирает предметный способ изложения своей философии – факты, факты, факты, а вместо выводов из них – метафоры, аналогии. Так его четырехтомный труд «Мифологики» можно считать сводкой мифов, им собранных. На деле же в этом труде излагается «скрытый принцип организации опыта», т.е. структура разума, состоящая по Леви-Стросу из бинарных аппозиций (единства противоположностей).

В результате данный исследователь представляется перед нами как этнограф в философии и философ в этнографии. Что создает известные трудности, как для философов, так и для этнографов. Философ, жаждущий общих выводов, жалуется в таких случаях на изобилие конкретных фактов, на «большую избыточность содержательного материала». А этнограф, полагающий, что выводы должны вытекать из фактов, и не видящий философских подпорок, на которых они на деле держатся, огорченно машет рукой: «Я пытался, но не мог понять» [3, с.423-428].

При этом сам Леви-Строс философом себя не считает. «Смотря на меня как на философа, - с обидой пишет он о В.Я. Проппе, - он отрицает всю мою этнологическую работу» [3, с.424].

Вместе с тем его работы насквозь философичны, Леви-Строс рассматривает такие вопросы, которые являются основными в философии: пути познания истины, насколько истинными являются полученные знания…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: