double arrow

Задание. Выучить стихотворения.

Гули – гули- гули - гули- Катя кормит голубей,

Стаи легкие вспорхнули и летят навстречу ей. /З.Александрова/

***

В печи калачи, как огонь горячи.

Для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

***

Ай, гугу, гугу, гугу, не кружися на лугу.

На лугу-то лужица, головушка закружится.

***

Мы зеленые лягушки, мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра: «Ква-ква-ква».

***

Грибы растут в лесной глуши. Пришел искать их – не спеши.

Вот подосиновики в ряд, краснея, шапками стоят.

***

Встретил Ваня никого [в].

И спросил у никого. -Ты кто? -Я – никто. -Ты где? -Я нигде. -Ты откуда?

-Ниоткуда. -Ты куда? -Никуда. -Ты мне враг? – Никогда.

 

Задание. Закончить предложения подходящим словом, произнести предложения целиком.

 

Зреет красная калина, соберет ее … /Галина/.

***

Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке… /кости/.

***

Громко петь умеет Клаша и ее подружка… /Глаша/.

***

Затвердела снега корка, будет скользкой наша … /горка/.

 

Задание. Произносить текст стихотворения.

Снеговик письмо шлет другу: «Я тебе желаю вьюгу.

Чтоб метель весь год мела, льда, сугробов, снежных горок

И морозов минус сорок, и душевного тепла».

 

Задание. Пересказать армянскую сказку «Волк и ягненок».

 

Был в хлеву молоденький ягненок. И вот забрался в хлев волк – схватил ягненка. Упал ягненок в ноги ему:

-Я во власти твоей! Ешь, но исполни мое последнее желание – сыграй на трубе, я слышал от отца моего: волки – великие трубачи. Волк присел и завыл во всю глотку. Проснулись собаки, кинулись на волка и прогнали его.

 

Задание. Произносить текст стихотворения.

 

Оля работает.

Поищите Олю нашу. Где она? Сидит в песке.

Суп готовит, варит кашу, держит палочку в руке.

Кашу палочкой мешает, ложки куклам подает…

Пусть бабуся в это время на скамейке отдохнет.

 

 

Формирование правильного звукопроизношения: звук [ы]

(речевой материал)

 

К числу распространённых нарушений звукопроизношения относится замена звука [Ы] на звук [И].

В главе «Поэтапное формирование устной речи при её недоразвитии» (книга «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников») Н.С. Жукова указывает, что «отсутствие мягких согласных перед непереднерядными гласными» (напр., ня → на, нё → но, ню → ну) «и в абсолютном конце слов с мягкой основой (пить → пит) генетически связано с отсутствием звука –ы-».

Кроме того, возникает необходимость работы по формированию [Ы] с детьми из семей, в которых имеет место двуязычие (т.е. общение происходит на языке, не имеющем фонемы –ы-).

Правильная артикуляция [Ы].

а) губы не напряжены.

б) зубы разомкнуты.

в) кончик языка отодвинут от нижних резцов, спинка языка высоко поднята к передней части мягкого нёба.

г) мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, струя воздуха идёт через рот.

д) голосовые связки колеблются.

Способ постановки [Ы] сводится к тому, что ребёнку предлагают произнести –и-, одновременно отодвигая язык назад, стараясь не прижимать его книзу.

Произнесение [Ы] в прямых слогах.

1. Задание. Произносить слоги

ты – пы мы – вы пы - ты вы – мы

ды – ны ны – ды

2. Задание. Произносить слова с ударением на слоге.

Ты

Ты, тыква, тычет, мартышка, коты, цветы, тысяча, тыльная (часть руки, поверхность кисти), хвосты, кнуты, мосты, бутылка, стынет, зонты, стыдно, стычка (небольшая ссора).

мы

Мы, мыло, мышка, мысль, мыть, камыш, сомы, мытый.

Пы, бы, ды

Супы, пышка, пыль, копыта, лбы, дым, дырка, скупые, снопы (связка стеблей с колосьями), сады, грибы, дрозды, плоды, дубы, воды, столбы, супы, бабы, следы, дыня, молодые, забыть, кобыла (лошадь - мама), бык (папа телёнка), был, пыжик (телёнок северного оленя), пышет (печь).

вы

Вы, выдох, вышел, вынес, вылетел, вынул, выпал, выжал, выть, высь, вымя, вышка (высокая башня), выхухоль (водяное животное из семейства кротов), вытянул, львы, ковыль, вышивка (украшение шитьём), выпь (ночная болотная птица, из семейства цаплей).

3. Задание. Произносить слова без ударения на слоге.

пы

Лапы, папы, лупы, шляпы, уступы (выемки в виде ступенек в стене, горах), лампы, глупый.

ты

Ноты, боты, соты (ячейки из воска для мёда), ласты, космонавты, сытый, счёты (рамка с кругляшками на прутиках для подсчёта), буфеты, банты, минуты, бегемоты, зубастый, монеты, конфеты, полёты, самолёты, гранаты, пилоты, латы (в старину: металлические доспехи), лопаты, солдаты.

Мы, вы

Ямы, думы, мычать, формы, мамы, ламы, головы, правый, подошвы, выходной, высоко, рёвы, удавы (большие змеи), здоровы, новый, подковы, обновы, совы, левый, пумы, самый, смычок (палочка, которой водят по струнам скрипки).

 

Ды, ны

Комоды (низкие шкафы с выдвижными ящиками), звёзды, обеды, твердый, годы, борозды, детёныш, донышко, пятнышко, бревнышко, телефоны, бутоны, ужины, вёсны, зелёный, холодный, вкусный, опасный, копны, крупный, бубны, бороды, кеды, ландыш, клады, команды, заводы, огороды.

бы

Зубы, губы, жабы, слабый, вербы.

4. Задание. Произносить предложения.

Мы моем шею мылом. Мыло душистое. Пчёлы несут мёд в соты. Мартышка ест бананы. В тазу тыква, дыня, баклажаны. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. У Лёвы полный кузовок клюквы. Музыканту нужны ноты. У котёнка Тюпы тёмные лапы. В выходной все отдыхают. Плывут суда туда- сюда. У мамы в сумке конфеты. В зоопарке живут бегемоты, слоны, ламы. Ламы – любопытные животные. У совы большие глаза. Заводы дымят. У Гены бумажный голубь. По небу плывут дождевые облака. Заколкой закалывают, а закладкой закладывают.

5. Задание. Подобрать картинку, сказать про много. Логопед говорит слово, напр., «жёлтый», ребёнок произносит «жёлтые шары», выбирая картинку из разложенных на столе.

Аналогично: чёрный – чёрные шарфы

прозрачный – прозрачные стаканы

красный – красные плоды

молотый – молотые зёрна (кофе)

тёмный – тёмные ходы

нежный – нежные цветы

светлый – светлые волосы (кофты, стены)

смелый – смелые солдаты

белый – белые (кусты)

Затем логопед просит составить предложения с названными словосочетаниями.

6. Задание. Повторить предложение, ответить на вопрос: «Как можно назвать спортсмена Гену?».

Гена пытается прыгнуть выше всех (прыгун).

Логопед предлагает заучить стихотворение («Азбуковедение», 336).

Жили- были прыгуны. - Мы допрыгнем до луны!

Ввысь их вышвырнул батут. - Где вы, прыгуны? - Мы тут!

7. Задание. Произносить текст стихотворения.

Вы разве не знаете, папы – большого рыжего льва?

У него тяжёлые лапы и косматая голова.

(С. Маршак).

8. Задание. Произносить тексты стихотворений.

- Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос?

- Жу – жу – жу! Я порядок навожу.

(А. Масленникова).

Я голову мыл, А ты свою – мыль.

***

Зайка, зайка, ты зазнайка? Забегай к нам, серый зайка,

Ты ведь зайка, не зазнайка. (Е.Л. Крутий).

Все снега да сугробы, Да следы на снегу.

***

В нашей покупке батоны да крупы.

***

Без воды да без мочала кошка сына умывала.

- Ох, - вздохнула кошка- мать, трудно сына умывать!

(Ю. Коринец).

 

Прежде чем приступить к дифференциации [Ы] - [И] следует убедиться, что в достаточной степени сформировано произношение [И].

Правильная артикуляция [И].

а) губы растянуты в улыбку.

б) расстояние между зубами 1 – 2 мм.

в) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, средняя часть спинки языка приближена к нёбу, задняя часть языка опущена. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

г) мягкое нёбо поднято, воздушная струя идёт через рот.

д) голосовые связки колеблются.

При постановке [И] используется имитативный способ (по подражанию) с использованием зрительного контроля.

Произнесение [И] в начале слов.

Задание. Произносить [И] в начале слов в ударной и безударной позициях.

Инна, имя, ива, иволга, иней, искра, иду, играю, изучаю, игла, игрушка, изба, изнанка, июль, июнь, игра, изюм, индейка, индюк, Иван – да – Марья, искать, испуг, Игнат.

Произнесение [И] в середине слов.

Задание. Произносить слова со звуком [И] в ударной и безударной позициях.

Гимн (торжественная песня), мишка, вилка, слива, вишня, георгин, калитка, кефир, кивать, килька, спица, гвоздика, гвоздика, голубика, нитка, малина, кабина, клубника, корица, косичка, липа, птица, глина, книга, гриб, бинт, блин, лосиха, мужчина, женщина, перила, обида, рябина, лист, диво (чудо), Дина, доить, катить, водить, домашний (телефон), гирлянда, сирень, василёк, горячий, горький, аист, мельница, длина, домино, жалить, зонтик, кино, киоск, курица, кривой, мячик, кубик, домик, линейка, лиса, лимон, лимонад, лицо, маленький, мальчик, пирог, носик, нянчить, пиджак, глубина, билет, бинокль, бублик, причёска.

Произношение [И] в конце слов.

Задание. Произносить слова со звуком [И] под ударением и без ударения.

Лучи, найти, лови, сними, пойми, вари, плащи, деньги, ноги, ночи, петли, петухи, мухи, пони, вафли, гости, грабли, качели, люди, кегли, калачи.

Задание. Игра «Договори словечко».

Логопед начинает слово, дети договаривают – ки -, затем произносят слово целиком.

брю-ки грен-ки   чул-ки молот-ки   нос-ки
шап-ки   конь-ки пол-ки   капель-ки дос-ки
вешал-ки вил-ки   ру-ки кореш-ки   жу-ки
верш-ки   катуш-ки вет-ки   вол-ки дет-ки

 

Задание. Произносить слова с двумя звуками [И].

Лишний, ирис, пирамида, невидимка, филин, витамин, бивни (слона), пластилин, нищий, сливки, исправить, синий, лисица, ванилин, синица, будильник, Ирина, Никита, Кирилл, усищи, глазищи, пингвин, стихи, васильки, мизинец, виски.

Задание. Произносить предложения.

У зелёной ёлочки колкие иголочки. Одна сова не спит, на суку сидит. Нина, вари кисель, пеки пирог. Я схватила пирожок – он мне пальчики обжог. На нижней книжной полке – новинки. У чайника отбился носик. У Инги – иголка, у Ани – нитки. Синие васильки синеют. Звонкий звонок звенит звонко. Наступила зима. Стали звери зиму зимовать. Зимой зимуют на зимовке. Тихо – тихо снег идёт. Есть Кирилл, присел, да кисел кисель (скороговорка).

Задание. Произносить двустишия.

Зима пришла, В сани коней запрягла.

(поговорка).

Водичка, водичка, Умой моё личико.

***

Люли, люли, люли, Прилетели гули.

***

Обезьянок только три, Чешут спинки, посмотри!

***

Молодчина эта Лина, Лепит все из пластилина.

***

До свидания, сад, сад, Все осинки спят, спят.

 

Задание. Отгадать загадки и заучить их тексты.

В воде родится, А её боится. (соль).

В руках у Тани, зима в стакане. (мороженое).

Свернёшь – клин. Развернёшь – блин. (зонтик).

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака).

Иголки лежали, лежали, Да под стол убежали. (еж).

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это? (кот).

Задание. Произносить тексты стихотворений.

С вечера всё спится, на дворе темно.

Лист сухой валится, ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А.А. Фет).

Нарядили ножки в синие сапожки.

Идите, ножки, прямо по дорожке.

В грязь не заходите, сапожки не рвите! (по О. Рождественской).

Иголочка, иголка, остра и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик!

***

Ой люли, люли, люли, прилетели журавли.

Как они летели – все на них глядели. (колыбельная).

 

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу, а уселась и сижу. (Е. Благинина).

 

Если взять все эти тучи и соединить в одну,

То получится ответ, что краёв у тучи нет,

Что в Москве из тучи – дождик, а в Чите из тучи – снег.

Если взять все эти капли и соединить в одну,

А потом у этой капли ниткой смерить толщину –

Будет каплица такая, что не снилось никому,

И не приснится никогда в таком количестве вода!

(С.В. Михалков).

Задание. Пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Задание. Произносить текст рассказа В.В. Бианки «Зайчата».

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь не увидит.

А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет – кто вас найдёт?

Игра «Мошки».

Дети сидят на ковре в кругу, вытянув ноги к центру круга. В центре круга – игрушечная настольная лампа (можно заменить другим предметом, похожим на зажжённую лампу – круг из жёлтой фольги; шар).

Дети произносят слова:

Облепили лампу мошки, Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжёте ножки!

(В. Лунин).

На слово «Осторожно» дети поджимают ноги, согнув в коленях.

 

Дифференциация [Ы] - [И].

Задание. Произносить слоги:

пы - пи ны – ни   пи – пы ни – ны   ып – ип  
вы – ви мы – ми   ви – вы ын – ин ин – ын
ми – мы   ды – ди   ди – ды   ым – им им – ым

 

Задание. Произносить слова.

ты – ти пусты – пусти круты (берега) – крути цветы – цвети

пы-пи скупые-купи пышет-пишет

мы-ми мышка-мишка

мыл-мил мыло-Мила

вы-ви выть-вить высь-повис совы-совиный

ды-ди клады-клади огороды-огороди команды-командир годы-годик

ны-ни пятнышко-пятнистая лесные(цветы)-лесничий

сны-усни ученый-ученик слоны-слониха

чайные (чашки)-чайник

Задание. Произносить предложения.

Рыбу ловит рыболов. У нас были чайные чашки, их разбили. Наш Миша боится даже мышки. Ветер поднимал с дороги пыль. Серёжа квас пил. Из трубы шёл дым, Дима следил за дымом. Замело пути-дороги белым снегом за селом. На липе листья мокрые от дождя. Митя ключи забыл, Витя гвоздь забил. В лесу рычит рысь, мы варим рис. В саду осы, у телеги оси (оси – стержни, на которых держатся колёса). Собака начала выть, птица начала гнездо вить. В берлоге мишка, в норе мышка.

Задание. Произносить слова со звуками [Ы], [И].

Грибы, лимоны, магазины, хитрый, осины, рябины, каникулы, кислые, хищные, сливы, дымить, выкинуть, выкатить, вынести, вылезти, вылечить, вылупиться, выбить, футболисты, плиты, гривы, избы, мышки.

Задание. Произносить предложения.

Кисель из малины малиновый. Кисель из лимона – лимонный. Осел серебряный иней и вдруг поседели осины. (Е. Л. Крутий). Игнат выбил коврик, а папа вынес мусор. Инна выпустила на волю иволгу. Дети вышли из комнаты. Игорь выдумал новую игру. У пеструшки вывелись цыплята. Киска вылизала языком котёнка. В лесу были белые грибы. Сливы у Нины. Вишни у Димы. Тыквы у Вити. Дыни у Мити. Машина у Киры. У реки ивы. Лист берёзы – берёзовый, лист осины – осиновый.

Задание. Выбрать картинку, сказать о том, какие предметы.

Логопед говорит: «Прозрачный». Ребёнок подбирает картинку и говорит: «Прозрачные чашки». Аналогично:

густые (сливки) толстые (нитки) хитрые (лисы)

холодные (соки) книжные (шкафы) добрые (дети)

длинные (шарфы)

Задание. Выучить потешки.

Иван, Иван, вырывай бурьян, чтобы росла репка, сладкая да крепкая.

***

Тётушка Улита принесла корыто, вытопила баньку,

Выкупала Ваньку, причесала гребешком, накормила пирожком.

***

Голова причёсана у меня, лисы. Рыжий хвост пушистее девичьей косы!

Задание. Произносить тексты стихотворений.

Лисята.

Под кустом играют в прятки шаловливые лисятки.

А лиса для малышей ловит в зарослях мышей. (Максаков).

***

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы у английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

***

Спи-ка, Мишенька, усни, крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми, глазки милые сожми. (Колыбельная песенка).

***

Светофор

Красный – ясно: Путь – опасный! Жёлтый – тоже подожди,

А зелёный впереди – проходи!

***

Весёлые стихи.

Идёт козёл мохнатый, идёт козёл бородатый,

Рогами помахивает, бородой потряхивает.

(С. Чёрный).

Задание. Произносить текст стихотворения, учиться задавать вопросы (из текста).

Старая лестница.

- Старая лестница, что ж, ты не спишь?

Что ты всё время скрипишь и скрипишь?

- Милый мой мальчик, когда же мне спать?

Надо людей провожать и встречать,

Чтоб не устали, чтоб не упали,

Надо перила им подавать.

А по ночам … сны сюда входят один за другим,

Тихо под ними ступеньки поют…

Слышишь мой мальчик? Они уже тут…

 

Задание. Отгадать загадки, выучить тексты загадок.

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный, магазин зовется ……/ хлебный /.

* * *

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пышный хвост – краса. Кто это? / Лиса /.

* * *

Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. / Буквы /

* * *

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки. / Стол /

 

Задание. Произносить тексты рассказов.

 

Мама и Инна были в магазине. Они купили тыкву. Дома мама вымыла, почистила тыкву. Инна вынула семена из тыквы. Кусочки тыквы кипят. Душистая каша получится!

* * *

Рысь и рысёнок.

/ Е. И.Чарушин /

Ходи неслышно – у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться,

добычу добывать. Жёлтые глаза – ночью видят. Черные уши – далеко слышат. Длинные ноги – осторожно ступают.

 

Задание. Произносить отрывок из стихотворения.

«Лапки».

Как у старой бабки жили – были лапки.

Если лапки ночью вскочат, когти острые поточат,

По полу пройдутся- все мыши разбегутся!

Нет мышей у бабки. Вот какие лапки!

/ Ю.И.Коринец /

 

Задание. Произносить отрывок из стихотворения.

 

«Радость».

Рады, рады, рады светлые березы,

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости растут апельсины.

/ К.И.Чуковский /

Задание. Произносить отрывок из стихотворения.

 

Тень на снегу.

Лёг сугробом белый снег, а сугробе синий след.

Будто кто-то в синьке

Выпачкал ботинки.

А за домом на снегу –

Синий домик на боку.

А из синих труб над ним

Вьётся струйкой синий дым.

/ Н. Полякова /

 

Задание. Произносить диалог.

«Лосиха и лосёнок».

- Посмотри, мама, какие у меня ноги длинные!

- Длинные, сынок.

- Посмотри, мама, какие у меня уши высокие!

- Высокие, сынок.

- А отчегоэто, мама, у меня такие ушки и ножки?

- А оттого, сынок, что ты у меня ещё совсем маленький…

/ по Н. Сладкову /.

 

Задание. Выучить тексты стихов.

Мужчина.

Если мальчик плачет,

Значит, есть причина.

Если слёзы прячет,

Значит, он – мужчина.

/ Э. Блинова /

Часы.

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

/ В. Орлов /

 

Слоны.

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны

И сильны.

/Е. Благинина/.

* * *

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

 

Задание. Выучить тексты загадок.

 

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

Захотела нам она вымыть

Спинку докрасна.

/Мочалка/.

* * *

Мальчики живут в зеленых чуланчиках.

/Горох/.

 

 

Задание. Произносить тексты.

 

«Как Сеня догадался?»

- Соня, ты спряталась?

- Да, иди искать!

- А мне и искать не надо. Я и так знаю, где ты.

- Где?

- За кустами сирени.

Как Сеня догадался, где Соню искать?

 

* * *

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрёшки расписные,

Есть машинки заводные,

Золотые рыбки

И всем нам – по улыбке.

/В. Степанов/.

 

 

План индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [с]

I. Подготовительный этап:

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия

1) выделение звука [с] – хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [с]

С О С С У С С С А С С И С С А С Ы С С А С

2) различение на слух звуков [с-з] в слогах, начале слова, в игре «Свистит – звенит» (поднять карточку с нарисованным колокольчиком (на звук [з]) или насосом (на звук [с]).

С, З, З, С, С, С, СА, ЗА, ЗА, СА, СА, ЗО, ЗО, СО…

САМ, СОНЯ, ЗОЯ, ЗУБЫ, САПОГ, ЗАМОК, САНИ…

- формирование артикуляционных умений и навыков (артикуляционная гимнастика)

1) «Окошечко» - широко открыть (закрыть) рот до 10 раз.

2) «Улыбка-поцелуй» - чередовать имитацию этих действий (10 раз).

3) «Лошадка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе (если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя-пя-пя) 4-5 раз.

4) «Веник» - рот открыт, выталкивающие движения языком из-за нижних зубов (до 15 раз).

5) «Сердитая кошечка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть спину языка, опустить – 10 раз.

6) «Загнать мяч в ворота» - дуть на вату, вытянув губы трубочкой, загоняя ее между двумя кубиками (до 10 раз).

7) «Кто дальше загонит мяч» - сдуть вату на противоположный край стола, положив широкий передний край языка на нижнюю губу, произнося при этом длительно звук:

ф – ф – ф (до 10 раз).

8) «Холодная струя» - губы сомкнуты с небольшой щелью и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом.

II. Формирование первичных произносительных умений и навыков:

1) постановка звука

- характеристика: звук [с] – согласный, свистящий, глухой, твердый.

- при произнесении звука [с] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1 мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряженная, направленная вниз по середине языка.

- длительно произнести звук с-с-с, на одном выдохе, контролируя при этом в зеркале положение губ («улыбка»), зубов («заборчик» со щелью); ладонью – воздушную струю (холодная, идущая вниз).

«Насос» свистит, выпуская воздух: с - с - с - с.

2) автоматизация звука [с]:

- в слогах – звук [с] в прямом ударном слоге в начале слова,

- звук [с] в прямом ударном слоге в середине слова,

- звук [с] в прямом безударном слоге в середине слова,

- звук [с] в прямом слоге при стечении согласных,

- звук [с] в обратном ударном слоге,

- звук [с] в обратном безударном слоге,

- звук [с] в различных позициях.

3) дифференциация формируемого и смешиваемого звука

- [с - с'] - [с - з]

III. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звука [с] во всех ситуациях общения.

Карточка № 1

Автоматизация звука [с] в прямом ударном слоге в начале слова.

1. Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «Улыбка-поцелуй», «Лошадка», «Веник», «Сердитая кошечка», «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч?», «Холодная струя».

2. Выделение звука [с] – хлопнуть в ладоши:

С О С С У С С С А С И С А С Ы С С Э С.

3. Упражнение «Насос»: в течение 1 минуты правильно произносить длительные и короткие звуки:

С – С – С -, с-с-с-.

4. Слоговая разминка (каждый слог повторить до 10 раз)

СА-, СО-, СУ-, СЭ-, СЫ.

а) с изменением ритмического рисунка

са - са – са - са - са са - са - са – са - са

сы - сы – сы - сы - сы сы - сы - сы – сы - сы

б) с изменением ударения

са – са – са

са – са – са

са – са – са

в) повторить слоги: со-су-су; са-са-сы; сы-сы-са…

са-со-су-сы; су-сы-са-со…

5. Проговорить слоги и слова (по 2-3 раза)

са-са-са – сад со-со-со – Соня,

со-со-со – сон со-со-со – сом,

са-са-са – сани су-су-су – суп,

сы-сы-сы – сын су-су-су – сумка,

сы-сы-сы – сыпать су-су-су - сундук

со-со-со – сок

6. Повторить слова (звук [с] произносить протяжно:

Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сок, сом, сон, сода, сокол, сук, суд, сухо, суп, судно, сумка, сын, сыч, сыпать.

Спросить значение слов, если ребенок затрудняется ответить, объяснить.

7. Повторить пару родственных слов, изменить прилагательные:

Сон – сонный (взгляд, муха, лицо, глаза);

Сок – сочный (плод, ягода, яблоко, груши).

8. Правильно ли говорит Незнайка?

Я сыпать, ты сыпет, он сыплю, она сыпешь, мы сыпем, вы сыпят, они сыпете.

9. Игры с картинками: (соболь, сабля, сук, сом, сад, сыр, сын, сода, сумка, санки, сокол, суп, соль, сахар).

Картинки можно подобрать другие, но обязательно с ударением в начале слова).

Задания по картинкам:

- по возможности самостоятельно назвать картинки;

- назвать животное, оружие, рыбу, птицу, первое блюдо, молочный продукт, ребенка;

- отгадать загадки:

· Бел как снег, в чести у всех,

В чай попал – там и пропал.

(Сахар)

· Я катаюсь на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

(Санки)

· В воде он живет, нет клюва, а клюет.

(Сом)

- узнать название картинки по произнесенным отдельно звукам: с - ы - н.

- построение фразы с наращиванием предметного ряда.

У Сони санки.

У Сони санки и сумка.

У Сони санки, сумка и сом.

и т.д.

10. Заучивание текста по предложенным фразам (повторение, ответы на вопросы)

Это Соня. Это Саня. Соня маленькая. У Сони сумка. В сумке сайка, соль, сахар, сок. Саня ведет Соню домой.

- Кто маленькая? - Что у Сони? - Что в сумке? -Кто ведет Соню домой?

11. Повторить:

- У Сани сани едут сами.

- У Сони санки едут сами.

- У Сани санки едут сами.

 

Карточка № 2

Автоматизация звука [с] в прямом ударном слоге в середине слова.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос».

3. «Хлопушка» (выделение звука [с]):

С Н С С П С Р С С К С С С В С…

4. Слоговая разминка (повторить слог 5 раз, всю цепочку 5 раз):

СА – СО – СУ – СЭ – СЫ.

5.Отработка звука в словах:

Усы, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, посадка, краса, досуг, колбаса, колесо, фасоль, плясун, весы, косынка, посылка, басы.

6. Изменение глаголов в настоящем времени. Закончить фразу, используя слова «бросать», «кусать», «рисовать»:

Я бросаю, ты бросаешь;

Он… она… мы… вы… они…

7. Образование прилагательных.

С усами – усатый (он усатая, она усатое, оно усатые, они усатый);

в полоску – полосатый (он полосатые, она полосатое, оно полосатый, они полосатая);

без обуви – босой (он босое, она босой, оно босые, они босое);

большого роста – высокий (он высокое, она высокая, оно высокие, они высокий).

8. Работа с картинками: барсук, колбаса, весы, усы, фасоль, коса, посуда, подсолнух, колесо, песок, коса, лиса.

Задания:

- назвать картинки;

- отгадать загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее… (Лиса)

Меня спроси, как я тружусь. Вокруг оси своей кружусь.

(Колесо)

Желтый Антошка вертится на ножке,

Где солнышко стоит туда он глядит.

(Подсолнух)

- закончить фразу, выбрав нужную картинку:

Положили сыр на… весы. У машины заменили… колесо.

Саня прогнал… осу. Красивый мех у… лисы.

Траву косят… косой. В бутылке масло из… подсолнуха.

Соня вымыла… посуду. Мама сварила суп с… фасолью.

Из норки выглянул… барсук. Дедушка с… усами.

В песочнице чистый… песок. Матроскин любит… колбасу.

 

- шуточная фраза с наращиванием предметного ряда:

Я несу… (в каждой следующей фразе добавляется одна картинка, фраза удлиняется).

9. Отработать фразы. Ответить на вопросы внутри фразы.

Например:

В лесу лиса и барсук (повторить три раза)

Кто в лесу? Где лиса и барсук? В лесу лиса и барсук.

На обед у Саввы суп с фасолью.

Усатый-полосатый любит колбасу.

Соня надела косынку и поправила поясок.

Саня гони осу. Я несу посуду. У кота усы и у сома усы.

10. Повторить скороговорки (2-3 раза)

У осы усы.

Выучить наизусть, многократно повторять в течение дня.

Сани- сани! Едут сами! Мимо горы и леса! Ай-да сани-чудеса!

 

Карточка № 3

Автоматизация звука [с] в прямом безударном слоге в начале слова.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос» (длинно и коротко).

3.Повторить слог звуком [с]:

СУ-, ТО-, КА-, СА-, СУ-, МО-, ТЭ-, СА-, ХА-, СУ-, СЭ-, ПА-, ХА-, СА-, ФО-, СО-, ВУ-, СУ-, МЫ-, СЭ-, СА-, СО-, СУ-.

4. Повторить несколько раз пары слогов с ударением на второй слог:

са - СА, со – СО, су – СУ, сэ - СЭ, сы – СЫ.

5. Отработать слова:

собака, салат, салют, сарафан, самовар, сукно, сундук, сувенир, совок.

6. Прослушать предложения. Ответить словосочетаниями на вопросы:

В песочнице сухой песок.

Песок какой? Песок сухой.

На дереве сухая ветка.

Ветка какая? Ветка сухая.

На веревке сухое белье.

Белье какое? Белье сухое.

Опадают сухие листья. Листья какие? Листья сухие.

7. Назвать слова во множественном числе. Ребенок продолжает фразу.

Образец: он – сад, они - … сады.

Сад, сучок, суп, сырок, сыч, сын.

8. Образовать единственное число (сапоги – сапог), повторить слова парами:

сапоги, самолеты, салфетки, сугробы.

9. Изменение глаголов в будущем времени. Закончить фразу, используя слова «сажать», «советовать», «совать»:

Я посажу, ты посадишь, он…, она…, мы…, вы…, они…

10. Произнеси слова «ласково» (сыр – сырок):

Сыр, сын, сук, сахар, сундук, совок, собака, салат.

11. Игра с картинками: салфетка, сарай, сухари, сарафан, судак, сорока, сапоги, сундук,

самолет, сандалии, сова, соловей, самовар, самокат, салют.

Задания:

- назвать картинки;

- назвать рыбу, предметы, птиц, транспорт, обувь, одежду;

- отгадать загадки:

Всю ночь летает, мышей добывает,

Станет светло, спать летит в дупло.

(Сова)

Птица эта так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья-белобока,

А зовут ее … сорока.

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты

А на них-то голубые,

Розовые, золотые,

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми.

(Салют)

Заворчал живой замок –

Лег у двери поперек.

(Собака)

- фразы с наращиванием предметного ряда:

у Савелия… (добавляется картинка-предмет);

- упражнение «Порядок» (с каждой картинкой произнести фразу: Я собираю…).

12. Повторение и анализ фраз (ответить на вопросы внутри фразы):

На соломе собака. На суку сова. Собака видит на суку сову.

У Савелия сухие сапоги. Самовар не салфетке.

13. Выучить потешки:

Совушка – сова - большая голова.

Самолет не сам летает,

Самокат не сам катает.

Мы с Тамарой ходит парой,

Санитары мы с Тамарой.

Болтали две сороки,

Сороки-белобоки,

Говорила сорока сороке:

- Я как рыба молчу на уроке.

Карточка № 4

Автоматизация звука [с] в прямом безударном слоге в середине слова.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос».

3. «Хлопушка» (выделение звука [с]):

Сад, ванна, сом, тапки, суп, соль, валенки, сумка, туфли, сухари, собака, хлеб, сон, рот, санки, сахар, совет, торт, сын.

4. Повторить несколько раз пары слогов с ударением на первом слоге:

СА – са, СО –со, СУ – су, СЭ - сэ, СЫ – сы.

5. Игра «Эхо» (повторить каждое слово три раза):

касса, масса, Лариса, колеса, бусы, гусаки, крыса, флоксы, просо, пролесок, мясорубка, мясо, носорог, мусор, рельсы.

6. Изменить прилагательное РУСЫЙ (он, оно, она, они).

7. Изменение глаголов в настоящем времени.

Закончить фразу, используя слова «выписывать», «насыпать», «посолить», «посадить»:

Я выписываю, ты выписываешь, он…, она…, мы…, вы…, они…

8. Образовать множественное число (оса – осы), повторить слова парами:

оса, коса, волос, полоса, лиса, покос, вопрос, абрикос, вкус.

9. Игры с картинками: крыса, носорог, осы, пролесок, бусы, гусаки, косы, флоксы.

Задания:

- отработать названия;

- назвать несколько предметов;

- назвать растения, животных, птиц, насекомых;

- распределить картинки между Борисом и Ларисой, наращивая фразы:

У Ларисы…, а у Бориса…

10.Повторение и анализ фраз:

Мама посолила суп с мясом. Самолет летит высоко над лесом. Я из леса принесу пролесок. Савва рисует носорога. У Сани совсем сухие волосы, У Бориса русые волосы, Лариса гони гусаков в сарай и насыпай им просо. У Сони в сумке мясо для собаки.

11. Повторить скороговорку 2-3 раза:

Оса на ноги боса и без пояса.

12. Выучит стихотворение:

Народу было масса, большая очередь в кассу.

Перед Саней пять человек, а Сане нужен чек

На фунт мяса, бутылку кваса,

Сахарный песок и носовой платок.

Ю. Владимиров.

 

Карточка № 5

Автоматизация звука [с] в прямом слоге при стечении согласных.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос».

3. Выделение звука [с] (положить фишку (пуговичку, палочку), если в слове был звук [с], посчитать, сколько таких слов было): усы, оса, песок, коса, лиса, колесо, диван, гусаке, кровать, колбаса, весы.

4. Повторить слоговые цепочки типа СВА- СВО- СВУ- СВЭ- СВЫ- также с течениями согласных: СК СЛ СМ СН СП СТ СХ СФ.

5. Упражнение «Повторялки»:

сколько, слово, слава, слух, снова, сны, слать, сто, столько, стойко, настойка, стук, стужа, стыдно, смола.

6. Изменить прилагательные (он, она, но, они):

Свой, слабый, сладкий, смуглый, стойкий, старый, славный, случайный.

7. Образовать множественное число (скала – скалы), повторить слова парами:

скала, слон, стакан,

скакалка, случай, старик,

скамейка, спутник, стол,

сковорода, стая, стул,

слово, стадо, ступенька.

8. Игры с картинками: стол, станок, скамейка, спальня, скакалка, слон, сковородка, столик, ступеньки, стул, стакан, ступеньки, смородина.

Задания:

- отработать названия (первоначально ребенок называет сам), уточнить понимание;

- упражнение «Карусель» (назвать 3 раза все слова с ускорением);

- отгадать загадки:

Две сестры летом зелены.

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше чашки, да ложки.

(Стол)

- назвать спортивное оборудование, заводское оборудование, космический корабль, животное, посуду, ягоду, мебель, помещение;

- закончить предложения:

Слоненок идет за… (слоном).

На заводе современные… (станки).

Все расселись за… (столом).

Степан выдвинул из-за стола… (стул).

Петя шел по… (ступенькам).

Для блинной нужна чугунная… (сковорода).

Варенье сварим из… (смородины).

В телескоп хорошо виден… (спутник).

Осторожно, не разбей… (стакан).

- наращивание предметного ряда: у Славы…, а у Оксаны…;

- упражнение «Порядок»: с каждой картинкой произносится фраза: Я складываю…

10. Выучить текст по сюжетной картинке:

В лесу стоит старая сосна. Сосна высокая, стройная. На сосне сухой сук. На суку строгая сова. Сова не спит. Она смотрит по сторонам.

11. Выучить чистоговорки.

Спит спокойно старый слон,

Смотрит сладко сотый сон.

На скамейку мама села,

Справа - Света, Слава - слева.

 

Ножка

У про100го 100рожа – не про100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.

Дорожит 100 ножка чи100тою ног

И 100личной ваксой чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100 вычистить все 100.

100нет: 100лько обуви не 100птал никто!

У про100й сторожки 100ит по100ять

И у той 100ножкт опыт перенять!

(В. Хотомская)

Карточка № 6

Автоматизация звука [с] в обратном ударном слоге.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос».

3. «Хлопушка» (выделение звука [с]):

Касса, дорога, колеса, дом, бусы, ковер, мясо, носорог, мусор, лопата, вкусы, окно, вопросы,

облако, лисы.

4. Повторить слоги, цепочку слогов:

АС – ОС – УС – ЭС – ЫС,

ЯС – ЕС – ЮС – ЕС – ИС.

5. Повторить слова:

Астра, каска, маска, масло, паста, гласный, красный, ласточка, мост, рост, хвост, остров, киоск, полоска, куст, капуста, выступ, выставка, ястреб, пляска, коляска, весла, леска,

кресло, место, тесто, лист, писк, миска, артист, танкист, искра.

6. Образовать от предложенных существительных прилагательные:

Пример: острие – острый.

Вкус, грусть, теснота, интерес, кислота.

7. Изменить прилагательные:

красный – свет, роза, горло, губы;

рослый – человек, девочка, дитя, ребята;

русский – человек, сказка, слово, загадки;

тенистый – сад, аллея, место, берега;

опасный – поворот, дорога, дело, слова;

ясный – день, дорога, утро, глаза.

8. Игры с картинками: рис, люстра, ананас, кипарис, ястреб, редиска, лист, каска, киоск, пес, капуста, куст, ласточка, абрикос, овес, миска, лес, клест, ирис, доска.

Задания:

- отработать названия, уточнить понимание;

- назвать птиц, животное, овощи, зерновые, фрукты, дерево, помещение, посуду, защитный головной убор, светильник;

-отгадать загадки:

Уродилась я на славу –

Голова бела, кудрява.

Кому нравится борщи –

Меня в них ищи.

(Капуста)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(Пес)

9. Повторение и анализ предложений:

У нас пес. В саду астры. У дятла острый нос. Кислый абрикос. В миске салат из капусты. Арбуз красный. У вас вкусный вас. Артист снял маску. Денис пас коз. В коляске спит

малютка.

10. Повторить скороговорку:

Водовоз вез воду из-под водопровода.

11. Выучить стихотворение:

- Что за скрип?

- Что за хруст?

Это то еще за куст?

- Как же мне без хруста,

Если я – капуста?!

 

Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [с’]

(краткий)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с - с’) в слогах, в начале слова в игре: «Кто говорит Сима или Соня?»

 

II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка целенаправленной воздушной струи для постановки звука [С’]

1. «Лопаточка»

2. «Горка»

3. «Качели»

4. «Катушка»

 

III. Постановка [С’] по подражанию после закрепления [С].

 

IV. Автоматизация поставленного звука [С’] в слогах, в начале слова, фразах.

 

V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции [С’] в этих же словах.

 

VI. Дифференциация ранее отработанных звуков в словах и фразах.

 

VII. Работа над материалом, который ребенок слабо усвоил на фронтальном занятии.

 

План индивидуального занятия

(подробный)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с - с’) в слогах, в начале слова в игре покажи пальчиком (на картинку) «Кто говорит Сима или Соня?»

([С], [С’], [С’], [С], са, ся, со, сё, су, сю, сом, сеть, сила, сын, санки, семья)

 

II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука [С’]

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

2. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.. удерживать в таком положении 15 с.

3. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз.

4. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык (выкатывать вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз в отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

 

III. Постановка [С’] от [С] по подражанию после закрепления звука [С].

[С] + [И].

 

IV. Автоматизация поставленного звука [С’].

1. Изолированно в игре «Песенка водички» -С’- С’- С’

Можно громче, тише, длинная струйка, короткая (с показом соответствующих картинок)

2. В слогах: ся-ся-ся

сё-сё-сё

сю-сю-сю

се-се-се

си-си-си

3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.

Например:

· Сено – Что несёт Сеня? – Сеня несёт сено.

· Семь – Сколько лет Сёме? – Сёме семь лет.

· Сито – Где висит сито? – Сито висит на стене.

· Сельдь – Что ест Сима? – Сима ест сельдь.

 

 

4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука [С’] в слове.

Например:

се-но – 2 части (слога), звук С’ в начале слова

си-то – 2 части (слога), звук [С’] в начале слова

5. Автоматизация звука С’ на последующих занятиях в середине и в конце слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

· Вася – Как зовут мальчика? – Мальчика зовут Вася.

· Лосёнок – Кто у лося? – У лося лосёнок.

· Гусёнок – Кто у гуся? – У гуся гусёнок.

· Лисёнок – Кто у лисы? – У лисы лисёнок.

· Гусь – Кто пасётся на лугу?

Ва-ся – 2 части (слога), звук С’ в середине слова

Ли-сё-нок – 3 части (слога), звук С’ в середине слова

И так разобрать каждое слово.

6. Следующий этап – звук С’ отрабатывается в слогах со стечением согласных и словах в начале слова затем в середине и в конце.

Например:

сме-сми-смя

сле-сли-сля

Смех – Что слышно в цирке? – В цирке слышен смех.

Слива – Что ест Сева? – Сева ест сливу.

7. Далее звук С’ автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т.д.

си-си-си – сито неси

ся-ся-ся – не сядь на гуся

си-си-си – апельсин откуси

се-се-се – ленточки в косе

мы сидим на лесенке.

И поем мы песенки

Все поют, и я пою

Песню новую мою.

8. Следующий этап – дифференциация в речи звуков:

(с-с’, с’-з’, с’-ц) изолированно в слогах, в начале, середине и конце слова, фразах, чистоговорках, текстах, дидактических играх.

Например:

Поговорка. Коси коса пока роса.

 

V. Работа над материалом, который ребенок слабо усвоил на занятии.


КАРТОЧКА № 1

 

Звук [С’]: согласный, глухой, мягкий

Артикуляция.

Сходен со звуком [С] твёрдым: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью, язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, направленная вниз посередине языка. В отличие от звука [С] спинка языка приподнята и выгнута по направлению к нёбу, язык напряжен, кончик сильно упирается в нижние резцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: