Игры и упражнения на автоматизацию звука Ж

Я назову часть слова, а ты добавь 1-й звук Ж»

Задание: произнести слово полностью, придумать с ним предложение.

-аба – ж аба, - ук – ж ук, -ало – ж ало, -анна – Ж анна,

- алко – ж алко, -акет – ж акет.

Я назову I-ую часть слова, а ты назови II-ую часть –ЖИ»

Задание: произнести слово полностью, определить позицию звука Ж, придумать с этим словом предложение.

е – жи, лу – жи,

у – жи, ко – жи,

но – жи, вож – жи,

лы – жи, мор – жи.

Я назову I- ый слог слова – действия, а ты II-ой слог – ЖУ»

Задание: произнести слово полностью, определить позицию звука Ж в слове, придумать с этим словом предложение.

Хо- жу, жуж- жу,

ле- жу, слу- жу,

во- жу, дро- жу,

бу- жу, кру- жу,

си- жу, дру- жу.

 

4. «Я назову I-ый слог, а ты добавь II-ой слог – ЖОК».

Задание: назови слово полностью, придумай с ним предложение.

Лу- жок, ро- жок,

сне- жок, кру- жок,

фла- жок, дру- жок.

5.«Назови имена людей на звук Ж»Ж еня, Ж анна, Ж ора.

Назови животных, в названии которых есть звук Ж»

Задание: определи количество слогов в слове, позицию звука Ж; скажи, кто как передвигается.

Ж аба, у ж и, ё ж ик, ж ираф, мор ж и.

Жаба прыгает, ужи ползают, жираф бегает и т.д.

Назови детёнышей животных, в названии которых есть звук Ж»

У лошади – ж еребёнок,у медведя – медве ж онок, у ужа - у ж онок, у ежа – е ж онок, у моржа - мор ж онок.

Назвать птиц, в названии которых есть звук Ж»

Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове, (ж уравль, ж аворонок, чи ж и, стри ж и).

Назвать продукты питания, в названии которых есть звук Ж»

Задание: определить количество слогов, позицию звука Ж в слове и придумать с этим словом предложение, (ж ир, ж еле, пиро ж ное, моро ж еное, пиро ж ок, творо ж ок и т.д.)

Назвать насекомых, в названии которых есть звук Ж»

Задание: придумать с этими словами предложения, (ж ук, ж у ж елица, бо ж ья коровка).

Назвать ягоды, в названии которых есть звук Ж»

Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове (кры ж овник, е ж евика, ж имолость)

Назови лишний предмет»

Задание: объяснить, почему этот предмет лишний, (ё ж ик, ж уравль, ж ираф; ж ук, ж уравль, ж аворонок; ж еребёнок, медве ж онок, е ж онок; ж ук, ж аворонок, бо ж ья коровка и т.д.)

Назови цвета, в названии которых есть звук Ж»

Задание: подбери к цвету предмет, (ж ёлт ый, бе ж ев ая, оран ж ев ое; ж еле, ж ир, ко ж а; ж ёлтый ж ир, бе ж евая ко ж а, оран ж евое ж еле).

14. «Назови слова, которые обозначают живые (неживые) предметы, действия, признаки предмета.»

Задание: 1) Назвать слово, поставить к нему вопрос: Кто? Что? Что делает? Какой?

Ж аба, ж ираф, ж ивет, ж уёт, Ж анна, ж ивот, ж ирный, лу ж а, ж ёлтый, ж алеет, оран ж евый, ж ивой, лы ж и, Ж еня, ж акет.

2) Придумать с этим словом предложение.

Сказать, какой бывает человек по характеру»

Задание: 1) Подобрать слова со звуком Ж, обозначающие признаки предмета (черты характера человека).

2) Объяснить, какой человек хороший, а какой плохой.

3) Каким бы ты хотел быть?

(Ж адный, ж алостливый, ж естокий, му ж ественный, не ж ный, отва ж ный, у ж асный, ве ж ливый, добро ж елательный и т.д.)

Отгадай, какие слова – признаки относятся к девочке Жанне, а какие к мальчику Жене?

Кто му ж ественный? – Ж еня му ж ественный.

Кто ж алостливая? – Ж анна ж алостливая.

Кто не ж ная, ве ж ливая? – Ж анна не ж ная, ве ж ливая.

Кто отва ж ный? – Ж еня отва ж ный и т.д.

 

Потешки на звук Ж.

- В живом уголке жили ежи да ужи,

- А в летке сидели чижи, да стрижи.

* * *

У ежа – ежата, у ужа – ужата,

У чижа – чижата, у стрижа – стрижата.

* * *

Подарил ежатам ёжик,

Восемь кожаных сапожек.

* * *

Ёжик. Ёжик.

Ходит ёжик без сапожек, Идёт ёжик,

Не бежит ни от кого. Спешит ёжик.

С головы до ножек - Ёжик, ёж,

Весь в иголках ёжик, Куда идёшь?

Как же взять его? - Где ты, ёжичек,

Живешь?

Рыжий кот. Отвечает детям ёж:

Лежебока рыжий кот - Меня под ёлочкой, Отлежал себе живот. найдешь.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот:

- Может миска подползёт. На лыжах.

Вышла девочка на лыжах,

А за ней котёнок рыжий,

От неё не отстаёт,

Добежал до горки, ждёт.

- Прикати, Алёнка,

Рыжего котёнка!

 

 


 

Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ч]

(подробный)

 

I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков(ч-ц) в слогах, в конце слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто поёт песенку синичка или поезд?»

(ч, ц, ач, оч, ац, оц, уц, ич, еч, боец, конец, мяч, печь, молодец, леденец, врач, меч, дочь, палец, танец, ночь, ключ, луч).

 

II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ч.

1. «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта (4-5 раз).

2. «Качели» - рот открыт, попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).

3. «Почистить зубки» - водить кончиком языка то за верхними, то за нижними зубами (4-5 раз).

4. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна подниматься вверх от дутья (4 раза).

5. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу (5-6 раз).

 

III. Постановка звука Ч. Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению упражнений.

Звук Ч можно поставить от мягкого т ', произносимого в прямом слоге (т'и) или обратном (а т '). Ребёнок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда слегка отодвигает назад кончик языка. Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно слегка отодвигает кончик языка назад. При этом логопед слегка нажимает пальцами на углы его рта, выдвигая губы вперёд.

Звук Ч легче вызывается в обратных слогах.

 

IV. Автоматизация поставленного звука Ч.

1. Изолированно в игре «Песенка поезда».

Спеть эту песенку: «Ч-ч-ч-ч» - несколько раз с показом картинки поезда.

2. В обратных слогах: ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ич-ич-ич, еч-еч-еч, ыч-ыч-ыч.

3. В конце слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам; звук Ч в слогах и словах произносится утрированно.

Например:

· Калач – Что жуёт Дима? – Дима жуёт калач.

· Богач – Кто Вова? – Вова богач.

· Мяч – Что купили Оле? – Оле купили мяч.

· Дочь – Кто у мамы? – У мамы дочь.

· Ночь – Что наступило? – Наступила ночь.

4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ч в слове.

Например: ка-лач – 2 части (слога), звук Ч в конце слова; дочь – одна часть (слог), звук Ч в конце слова.

5. Автоматизация звука Ч на последующих занятиях в середине слова (в обратных слогах) в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

· Качка – Что на море? – На море качка.

· Бочка – Что стоит? – Стоит бочка.

· Боч-ка – 2 части (слога). Звук Ч в середине слова.

И так делается разбор с каждым изучаемым словом.

6. Затем на последующих занятиях звук Ч отрабатывается в словах с прямым слогом в начале и середине слова.

Например:

· Чай – Что пьёт Нина? – Нина пьёт чай.

· Чайка – Кто летает над водой? – Над водой летает чайка.

· Бычок – Кто бежит? – Бежит бычок.

· Туча – Что плывёт по небу? – По небу плывёт туча.

7. Далее звук Ч автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т.д.

Ач-ач-ач – испеку калач

Оч-оч-оч – наступила ночь

Ча-ча-ча – у меня нет ключа

 

Наступила ночка,

Ты устала дочка.

Дочку ждёт кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

8. Далее, на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ч-с), (ч-с'), (ч-т), (ч-т'), (ч-щ) по той же схеме: изолированно, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, дидактических играх.

Например: «Закончи предложение – мяч или мять».

· Петя купил красивый… мяч.

· Я буду картошку… мять.

Игра «Два щенка».

Картинки на звук Ч подарим Чимке, а картинки на звук Т ' подарим Тимке.

Чимке – чемодан, обруч, чайник, т.д.

Тимке – тёрка, ботинок, телефон, т.д.

 

V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи.

1. В игре: «Замени звук С на звук Ш».

Сайка – шайка

Сутки – шутки

Сок – шок

Каска – кашка

Миска – мишка

Вас – ваш

Нас – наш

Мыс – мышь

Кусок – пушок

2. Игра «Вставь нужное слово в предложение»

Машка – маска

· На лицо надета… маска.

· Кличка нашей кошки… Машка.

Миска – мишка

· Сладко спит в берлоге… мишка.

· На столе стоит с салатом… миска.

Сок – шок

· Маша пила… сок.

· У Сони от боли был… шок.

Нос – нож

· На столе… нож.

· На лице… нос.

Пошла – пасла

· Летом Луша козу… пасла.

· А осенью Луша в школу… пошла.

Шалила – солила

· Мама суп… солила.

· А Соня на улице… шалила.

 

 

VI. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например, предлоги – ВИЗ в играх «Где находится предмет?»,

«Откуда достали предмет?»

 

План индивидуального занятия (Ч)

(краткий)

 

I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков(ч-ц) в слогах, в конце слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто поёт песенку синичка или поезд?»

 

 

II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ч.

1. «Вкусное варенье» - (4-5 раз).

2. «Качели» - (4-5 раз).

3. «Почистить зубки» - (4-5 раз).

4. «Фокус» - (4-5 раз).

5. «Грибок» - (5-6 раз).

 

 

III. Постановка звука Ч (по подражанию или с механической помощью: зондом или шпателем).

 

 

IV. Автоматизация поставленного звука Ч изолированно, в слогах, в конце слова (с ударением на слоге), фразах (в ответах на вопросы со словами: калач, мяч, дочь, ночь и т.д.)

 

 

V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ч в этих словах.

 

 

VI. Дифференциация, ранее отработанных звуков (с-ш) в словах и фразах, играх: «Замени звук С на звук Ш», «Вставь нужное слово в предложение».

 

 

VII. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например, предлоги – ВИЗ в играх «Где находится предмет?»,

«Откуда достали предмет?»

 

Карточка №1

 

Звук Ч – характеристика: согласный, глухой, мягкий.

 

Артикуляция: кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным резцам, губы округлены и выдвинуты вперёд, зубы сближены либо сомкнуты, изо рта воздух выдыхается толчком и проходит посередине языка.

 

Ач-ач-ач – испеку калач

Оч-оч-оч – наступает ночь

Уч-уч-уч – ёжик наш колюч

Ич-ич-ич – испеку кулич

 

 

1. Богач – Кто Вова? – Вова богач.

2. Калач – Что купил Дима? –

3. Врач – Кто Нина? –

4. Грач – Кто у Димы? –

5. Мяч – Что покупает Вова? –

6. Кумач – Что у Оли? –

7. Луч – Что у солнца? –

8. Могуч – Каков дуб? –

9. Обруч – Что у Нины? –

10. Ключ – Что забыл Дима? –

11. Колюч – Каков ёж? –

12. Дочь – Кто Нина маме? –

13. Ночь – Что наступило? –

14. Дичь – Кто в лесу? –

15. Кирпич – Что взял Дима? –

16. Кулич – Что печёт мама? –

17. Москвич – Кто Коля? –

18. Меч – Что у Вовы? –

19. Печь – Что ты будешь делать? –

20. Лечь – Что тебе надо сделать? –

21. Беречь – Что ты будешь делать с игрушками? –

22. Речь – Что ты слышишь? –

 

 

Карточка №2

Ч Ачка-ачка-ачка – на море качка

Очка-очка-очка – я мамина (папина) дочка

Ичка-ичка-ичка – у меня водичка

 

1. Качка – Что на море? –

2. Прачка – Кто Ниночка? –

3. Задачка – Что у Вовочки? –

4. Бочка – Что стоит? –

5. Дочка – Кто идёт? –

6. Почка – Что на ветке? –

7. Прочный – Какой замок? –

8. Молочный – Какой кисель? –

9. Жучка – Кто лает? –

10. Внучка – Кто у бабушки? –

11. Ручка – Что у сумочки? –

12. Брючки – Что надел Дима? –

13. Колючки – Что у кактуса? –

14. Кличка – Что у животных? –

15. Водичка – Что в чашке? –

16. Яичко – Что снесла курочка? –

17. Печка – Что затопили? –

18. Овечка – Кто пасётся на лугу? –

19. Гречка – Что ест Оля? –

20. Речка – Что видел Вова? –

21. Колечко – Что надела Лена? –

22. Значки – Что покупает Вовочка? –

23. Башмачки – Что обувает Димочка? –

24. Девочка – Кто стоит? –

25. Бабочка – Кто летит? –

26. Очки – Что у дедушки? –

27. Жучки – Кто у Ниночки? –

28. Паучки – Кто на паутине? –

 

 

Карточка №3

Ч Чу-чу-чу –я стихи учу

Чу-чу-чу – нам купили по мячу

 

1. Чуб – Что у Вовочки? –

2. Чудо – Что увидел Димочка? –

3. Учу, молчу, хочу, кричу – Что ты делаешь? –

4. Кольчуга – Что висит? –

5. Дочурка – Кто Ниночка? –

6. Чудак – Кто Женечка? –

7. Чулан – Что в доме? –

8. Мальчуган – Кто Вовочка? –

 

Ча-ча-ча у меня нет ключа

 

9. Чайка – Кто летает над водой? –

10. Чай – Что пьёт девочка? –

11. Чайник – Что стоит на плите? –

12. Чашка – Что покупает Олечка? –

13. Кочан – Что несёт Женечка? –

14. Мочалка – Что у девочки? –

15. Алыча – Что ест Леночка? –

16. Туча – Что плывёт по небу? –

17. Дача – Что стоит в лесу? –

18. Добыча – Что у волка? –

19. Задача – Что решает Димочка? –

 

Че-че-че мы мечтаем о мяче

 

20. Чек – Что у девочки? –

21. Чепчик – Что у бабушки? –

22. Ручей – Что бежит? –

23. Качели – Что у Димочки? –

24. Печенье – Что купила Леночка? –

25. Вечер – Что наступил? –

 

Карточка №4

Ч Чо-чо-чо – у меня болит плечо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: