double arrow

ША – ША – ША – МАМА МОЕТ МАЛЫША


1. ШАГ, ШАГОМ – Как шагает Шура? – Шура шагает шагом.

 

2. ШАЛЬ– Что у мамы? –

 

3. ШАКАЛ – Кто в клетке? –

 

4. ШАРФ – Что у Кати? –

 

5. ШАЛУН– Кто Вова? –

 

6. ШАПКА – Что у Вани? –

 

7. ШАМПУНЬ – Что у мамы?

 

8. ШАЙБА – Что у Вовы? –

 

9. ШАХТА – Что в поле? –

 

10. КАША – Что кушает Катя? –

 

11. МЫШАТА– Кто в подвале? –

 

12. ЛОШАДКА – Кто на лугу? –

 

13. ШАХМАТЫ – Что у Димы? –

 

14. ЛАПША – Что у мамы? –

 

 

КАРТОЧКА №2

 

ШУ– ШУ – ШУ, Я ПИСЬМО ПИШУ.

1. ШУМ, ШУМНО –Что в доме? – В доме шум.

– Как в доме? – В доме шумно.

 

2. ШУБА– Что у Шуры? –

 

3. ШУТ– Кто шутит? –

 

4. ШУТИТ – Что делает шут? –

 

5. ШУТНИК – Кто Шура? –

 

6. ШУРУП – Что у Шуры? –

 

7. ШУМОВКА – Что у мамы? –

 

8. ДЫШУ, НОШУ, ПРОШУ – Что ты делаешь? –

– Что ты носишь? –

– Кого просишь? –

 

9. МИШУТКА – Что у Шуры?

 

10. ЧЕШУЯ – Что у рыбки?

 

11. Шапка да шубка,

Вот и весь Мишутка.

 

 

КАРТОЧКА №3

ШО – ШО – ШО, Я РИСУЮ ХОРОШО.

1. ШОВ –Что у шубы? – У шубы шов.

 

2. ШЁЛК – Что у Кати? –

 

3. ШЁЛ – Что делал Вова? –

 

4. ШЁПОТ – Что ты слышишь? –




 

5. ШОРОХ – Что в камышах? –

 

6. МЕШОК – Куда насыпали песок? –

 

7. ПУШОК – Что у киски? –

 

8. ПЕТУШОК – Кто клюёт? –

 

9. МЫШОНОК – Кто в норке? –

 

10. РЕМЕШОК – Что у Шуры? –

 

11. ГРЕБЕШОК – Что у петуха? –

 

12. БОЛЬШОЙ – Какой Вова? –

 

13. ХОРОШО – Как поёт Шура? –

 

14. ГОРШОК – Что у мамы для цветка? –

 

КАРТОЧКА №4

ШИ – ШИ – ШИ, ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

 

1. ШИНА– Что у машины? – У машины шина.

2. ШИЛО –Что у Вовы? –

3. ШИПЫ – Что у шиповника? –

4. ШИТЬ –Что умеет мама?

5. ШИПОВНИК –Что растёт у дома? –

6. ШИНЕЛЬ – Что у солдата? –

7. ШИПЕТЬ – Что умеете гусь? –

8. ШИПИТ – Что делает гусь? –

9. ШИРОКИЙ – Какой ремешок у Шуры? –

10. ШИТЬЁ – Что у мамы? –

11. УШИ – Что у кота? –

12. МАШИНА – Что купили Вове? –

13. МЫШИ – Кто шуршит? –

14. КУВШИН – Куда налили молоко? –

15. КАЛОШИ – Что у Димы? –

16. ЛАНДЫШИ – Что весной в лесу? –

17. МЛАДШИЙ – Какой Вова в семье? –

18. ТИШИНА – Что ночью в доме? –

19. ГОРОШИНА – Что катится по полу? –

 

ШЕ – ШЕ – ШЕ – ЭТО УТКА В КАМЫШЕ.

1. ШЕЯ– Какая шея у гуся? – У гуся длинная шея.

2. ШЕСТ– Что в курятнике? –

3. ШЕСТЬ– Сколько котят лакают молоко? –

4. ШЕРСТЬ– Что у собаки? –

5. ОШЕЙНИК– Что у Шавки? –

6. МИШЕНЬ– Что в тире? –

КАРТОЧКА №5

1. ШКА – ШКО – ШКУ

2. ШКАФ –Что стоит в комнате? – В комнате стоит шкаф.

3. ШКАТУЛКА – Что у Маши? –

4. ШКОЛА – Куда идёт Алёша? –

5. ШКОЛЬНИК – Кто Миша? –

6. ШКУРКА – Какая шкурка у кошки? –

7. ШЛА – ШЛЕ – ШЛИ – ШЛЮ – ШЛЯ

8. ШЛА – Что делала Даша? –

9. ШЛАНГ– Что у Паши? –



10. ШЛЕМ– Что у Миши? –

11. ШЛИ– Что делали Паша и Миша? –

12. ШЛЮПКА– Что у Миши? –

13. ШЛЯПА– Что у Луши? –

14. ШТА – ШТО – ШТУ – ШТЫ

15. ШТАНЫ –Что надевает Алеша? –

16. ШТОПАТЬ – Мишины штаны надо штопать.

17. ШТОРА – Что висит? –

18. ШТОПОР – Что у мамы? –

 

19. ШТЫК – Что у солдата на винтовке? –

КАРТОЧКА №6

 

1. ША – ША – ША – МАМА МОЕТ МАЛЫША.

ШУ – ШУ – ШУ –Помогите малышу.

ШИ – ШИ – ШИ –На поляне малыши.

ШО – ШО – ШО –Говорим мы хорошо.

 

2. ШУ – ШУ – ШУ – Я флажком машу.

ША – ША – ША – Вот флажок для малыша.

ШИ – ШИ – ШИ –Ты флажком маши, маши.

ШО – ШО – ШО –Получилось хорошо.

 

3. ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ

Что-то шепчут камыши.

ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ

Это утка в камыше.

ША – ША – ША – ША – ША– ША

Выходи из камыша!

ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ –

Нет уж утки в камыше.

ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ –

Что же шепчут камыши?

 

4. АШ – АШ – АШ –Дайте карандаш.

ОШ – ОШ – ОШ –У меня нож.

ИШ – ИШ – ИШ – У меня малыш.

УШ – УШ – УШ –Теплый душ.

 

5. АШКА – АШКА – АШКА –Летит букашка.

 

6. ОШКА – ОШКА – ОШКА –На окошке кошка.

 

7. УШКА – УШКА – УШКА –Лягушка-квакушка.

 

8. ИШКА – ИШКА – ИШКА –Маленькая мышка.



 

 

КАРТОЧКА №7

Ш

Потешки.

1. Наша Маша маленька, на ней шубка аленька.

Опушка бобровая, Маша чернобровая.

 

2. а) Шапка, да шубка, вот он, наш Мишутка!

б) Шайба, да клюшка, вот и весь Илюшка.

в) Чашка да ложка, вот и весь Антошка.

 

3. а) Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошка!

б) Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

 

4. Мы кормили Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

 

5. Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришёл на нашу крышу.

 

6. Петушок, петушок! Золотой гребешок, маслена головушка,

Шёлкова бородушка! Что ты рано поёшь, детям спать не даёшь!

 

7. Мышка полем шла, мышка грош нашла,

Мышка шило купила, мышка валенки подшила.

 

8. Мышка сушек насушила, мышка в гости пригласила.

Мышки сушки кушать стали – зубки сразу же сломали.

 

9. Богат наш Ермошка, у него есть кошка.

Вот как кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.

 

КАРТОЧКА №8

Ш

 

Скороговорки

 

1. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

 

2. Шапкой Мишка шишки сшиб.

 

3. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

 

4. Прошкина шавка укусила Пашку, бьет Пашка шапкой прошкину шавку.

 

5. Шишки у мишки, у мишки шишки,

У плюшевого мишки сосновые шишки.

 

6. Мишка под душем моет шею и уши.

 

7. Кошка в окошке подушку шьет, мышка в сапожках избушку метет.

 

8. Мышонку шепчет мышь: – Ты всё шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши: – Шуметь я буду тише!

 

9. Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

 

10. В шалаше шесть шалунов.

11. Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

 

12. Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела,

Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай, маме не надоедай.

 

13. Слышен шорох в камышах. От него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

 

14. Леша и Глаша едят пшенную кашу.

 

15. Яшка в фуражке едет на черепашке.

 

16. На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.

 

 

КАРТОЧКА №9

Ш

 

Загадки

 

1. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

 

2. Чем больше из неё берешь, тем больше она становиться. (Яма)

 

3. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

 

4. В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка.

(Птица в клетке)

 

5. Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб)

6. С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки.

Есть ледышки меньше крошки. Есть ледышки больше шишки. (Град)

 

7. Старушка ползет, избушку везет. (Улитка)

8. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)

 

9. Угадайте, что за шапка - меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (Заяц)

10. Идешь, идешь, конца не найдешь. (Дорога)

 

11. Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

 

12. Растет на суше, голова из плюша. (Камыш)

 

13. Под полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)

 

14. Решила раз шалунья – кошка со мною поиграть немножко.

По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (Клубок)

 

КАРТОЧКА №10

 

Ш

Стихотворения

1. Кошкин вагон

Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек. Восемь окон – восемь кошек.

Просят у проводника восемь плошек молока …

Проводник Гав-гав смущен, вход собакам запрещен.

/А. Стойло/

2. Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу, потому что он хороший.

/А. Барто/

3. Мишка милый, мишка славный, неуклюжий и забавный.

Весь из плюша мишка сшит, ватой пышною набит.

 

4. Шишки у Мишки.

Бросил палку сверху Мишка.

– Падай в шапку с ёлки шишка!

Шишка – хлоп по голове.

Стало шишке сразу две.

/Е Петрищева/

5. Черепаха.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

/Б. Заходер/

6. Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила, прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка – на носу вскочила шишка.

 

7. Шила шубку – сшила юбку, шила шапку – сшила тапку!

Хороша швея Наташа!

/Е. Благинина/

 

КАРТОЧКА №11

Ш

 

Рассказы

Шалун Миша.

 

Миша – шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

 

 

На опушке.

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.

 

 

Катушка.

Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.

 

КАРТОЧКА №12

Ш

 

Рассказы

Машина.

Бабушка купила Мише новую машину. У машины шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.

 

 

Мишка.

У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алёша утащил мишку, оторвал ему ушко, бросил мишку под шкаф. Даша нашла мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка еще краше. А Алёшу наказали. Не ломай игрушки, Алёша!

 

 

КАРТОЧКА №13

Ш

Игры

1. Я назову слово, а замените в нем первый звук на звук Ш и назовете новое слово.

ТАПКА – ШАПКА ЖАЛЬ – ШАЛЬ

ЧАШКА – ШАШКА ДАР – ШАР

МЫШКА – ШИШКА ГУБЫ – ШУБЫ

ГАРИК – ШАРИК МАГ – ШАГ

ТОПОТ – ШЕПОТ ТОЛК – ШЕЛК

 

2. Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы меня исправьте!

 

а) С другом мы играли в … чашки,

Пили чай из белой … шашки!

 

б) Вылезла из норки … шишка,

На неё упала … мышка!

 

в) Петухи, затеяв … шпоры,

Грозно поднимают … споры!

 

г) Мы с сестрой посуду … шили

И наряды куклам … мыли!

 

д) Модница надула … шубы –

Не подходят ей все … губы!

 

е) Горько плачет бедный … шарик,

Улетел воздушный … Гарик!

 

ё) В воздухе летала … кошка,

Молоко лакала … мошка.

 

КАРТОЧКА №14

 

3. Игра «Договори последний звук в слоге ([Ш]): ду…, мы…, камы…, малы…, ланды…, каранда…

 

4. Игра «Закончи слово слогом ША (ШИ)»

Какие слова получились?

Ка…, кры…, гру…, ча…, афи…, лап…, горбу…

 

5. Игра «Назови ласково»

 

МАША – Машенька ДЕД – КАМЕНЬ –

ДАША – ЗИМА – ХЛЕБ –

ПАША – ИЗБА – ШТАНЫ –

МИША – ХОЗЯЙКА – МЫШЬ –

 

6. Игра «Добавь словечко»

Я иду и ты … (идешь).

Я пою и ты …(поешь).

Я беру и ты … (берешь).

Я несу и ты … (несешь).

Я веду, и ты …(ведешь).

Я плыву, и ты … (плывешь)

Я лечу, и ты … (летишь).

Я бегу, и ты … (бежишь).

 

7. «Звук потерялся».

Какой звук потерялся в словах:

Мы__ка, ко__ка, лягу__ка, мо__ка?


Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ж]

Индивидуальный план работы

(краткий)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков

(ш – ж) в слогах, начале слова в игре: «Кто говорит Шура или Жанна?»

 

II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ж.

1. «Вкусное варенье» - 4-5 раз.

2. «Чашечка» -4-5 раз.

3. «Качели» - 4-5 раз.

4. «Почисти зубки» - 4-5 раз.

5. «Фокус» - 4-5 раз.

 

III. Постановка звука Ж (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях) от звука Ш.

 

IV. Автоматизация поставленного звука Ж изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – жу), фразах (ответах на вопросы со словами: жук, жуки, жуёт, жутко, Жучка и т.д.).

 

V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ж в этих словах.

 

VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков (л, - j) в словах и фразах, играх: «Что подарим Лёне, а что подарим Яне?», «Вставь нужное слово в предложение».

 

VII. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога –В- в игре «Где находится предмет?»

(с игрушками и предметами) в подготовленной обстановке.

 

Этот план пишется в индивидуальной тетради ребёнка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизирован, то он записывается в этой тетради: указывается его артикуляция, слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дома. Можно предложить раскрасить нарисованные логопедом предметы, например: жука, жабу, Жанну, дождик, лыжи; определить количество частей (слогов) в слове, позицию звука Ж в слове; придумать с этими словами предложения. Или самим родителям вместе с ребёнком нарисовать картинки к загадкам, потешкам, например:

- Жук упал и встать не может,

- Ждёт он, кто ему поможет?

 

 

Индивидуальный план работы

(подробный)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков

(ш – ж) в слогах, начале слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Шура или Жанна?»

(ш, ж, ж, ш; ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи, шар, жаба, жук, шуба, шея, жир, шина, Женя, шаль, жаль, жил, шил, шил, шутка, жутко, шар, жар).

 

II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ж.

1. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз).

2. «Чашечка» - поднять широкий кончик языка и принять положение чашечки (4-5 раз).

3. «Качели» - попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).

4. «Почисти зубки» - водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз).

5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4 раза).

 

III. Постановка звука Ж от Ш, положа ладошку на горло или грудь: спой звук Ш так, чтобы в горлышке зазвенел голосок, получается Ж. Звук ставится по подражанию. Логопед подносит попеременно руку ребёнка то к своему горлу, то к горлышку ребёнка.

 

IV. Автоматизация поставленного звука Ж.

1. Изолированно в игре «Жук жужжит» - ж-ж-ж-ж-ж несколько раз (можно то громче, то тише: много жуков жужжит, один жук жужжит, с показом соответствующих картинок).

2. В слогах : жа-жа-жа, жу-жу-жу, жо-жо-жо, же-же-же, жи-жи-жи.

3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.

(в слогах и словах звук Ж произносится медленно и утрированно)

Например:

· Жук – Кто летает? - Жук летает.

· Жулик - Кто обманывает? – Жулик обманывает.

· Жутко – Как одному ночью? – Ночью одному жутко.

· Жуёт – Что делает овца? – Овца жуёт.

· Жучка – Кто лает? (бегает) – Жучка лает (бегает) и т.д.

4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ж в слове. Например: жу-лик – 2 части (слога), звук Ж в начале слова; жу-ёт – 2 части (слога), звук Ж в начале слова.

 

 

5. Автоматизация звука Ж на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

· Бежал – Что делал Женя? – Женя бежал.

· Лежала – Что делала Жанна? – Жанна лежала.

· Ле-жа-ла – 3 части (слога). Звук Ж в середине слова.

И так делается разбор с каждым изучаемым словом.

6. Затем на последующих занятиях звук Ж отрабатывается в слогах со стечением согласных и словах сначала в начале слова, а затем в середине слова.

Например: -жда-ждо-жду-жди.

· Ждала – Что делала Жанна? – Жанна ждала.

· Дожди – Что идёт осенью? – Осенью идут дожди и т.д.

7. Далее звук Ж автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т.д.

жа-жа-жа – жаль ужа,

жи-жи-жи – лежат ужи,

жу-жу-жу – жуком жужжу и т.д.

 

Жук

-Жук жужжит:

-«Жу-жу-жу»

-Я живу, не тужу,

-Всё над ухом жужжу

-И детишек бужу.

8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков:

(ж – з), (ж – ш) по той же схеме: изолированно, в слогах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.

Например: «Закончи предложение »–(шар или жар).

· Женя надула большой… шар.

· Шура заболел, у него … жар и т.д.

 

V. Дифференциация звуков (j – л,) в речи.

1. В игре: «Что подарим Лёне, а что Яне?»

Л. – Надо отобрать картинки со звуком Л, - это будут подарки для Лёни, а картинки, где нет звука Л, - те подарим Яне. Например, Лене – лев, лимон, малина, телефон, тюль; а Яне – юбка, ёжик, йогурт, йод, ящерица, еда и т.д. Можно спросить в каких словах (по картинкам) есть звук Л, , где он слышится, сколько в слове частей.

2. Игра «Договори предложение» или «Вставь нужное слово».

· лёд – йод

В аптеке продают …йод.

Зимой на реке ….лёд.

· ямка – лямка

В земле маленькая…ямка.

У юбки оторвалась …лямка.

 

· Любочка – юбочка

Девочку зовут …Любочка.

У неё новая …юбочка.

· люк – юг

Там, где всегда тепло – это …юг.

В земле есть глубокий …люк.

· моль – мой

Маленькая бабочка – это …моль.

Этот мячик …мой.

 

VI. Доработка того материала, который ребёнок не усвоил на занятии. Например, предлог В - в игре «Где находится предмет?»

 

Перспективный план

 

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков:

(а-у-о-и-ы), (л, -j), (с-ш), и других проблемных звуков, которые дети смешивают (по результатам диагностики).

 

II. Развитие органов артикуляционного аппарата (укрепление кончика языка за нижними и верхними зубами – при межзубном сигматизме); выработка направленной воздушной струи посередине языка.

 

III. Коррекция звукопроизношения.

1. Постановка звуков: л,, с, с,, з, з,, ц, ш, ж, ч, щ, р,.

2. Автоматизация звуков: j, л, р в словах, фразах и самостоятельной речи.

3. Дифференциация звуков: (j- -л,), (с-ш), (л-р) и др. в самостоятельной речи.

 

IV. Отработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов.

 

V. Развитие понимания речи.

 

VI. Обогащение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам.

 

VII. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т.д.).

 

VIII. Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, рассказу по серии сюжетных картинок).

 

IX. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

 

X. Обучение грамоте (в подготовительной группе).

 

XI. Воспитание интереса к знаниям, желания заниматься; развитие внимания, памяти, логического мышления; мелкой моторики.

 

 

КАРТОЧКА № 1

 

Звук Ж – характеристика: согласный, звонкий, твердый.

 

Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха (в горлышке звенит голосок).

 







Сейчас читают про: