(краткий)
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков
(ч-щ) в слогах, словах.
II. Обработка артикуляционных упражнений для формирования произношения звука [ щ ].
1. «Приклей конфетку»- 4-5 раз.
2. «Рупор» - 4-5 раз.
3. «Киска слизывает сметану» - 4-5 раз.
4. «Чашечка» - 4-5 раз.
5. «Фокус» - 4-5 раз.
6. «Маляр» - 4-5 раз.
7. «Грибок» - 4-5 раз.
8. «Гармошка» - 4-5 раз.
III. Постановка звука щ (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях), от звука ш.
IV. Автоматизация поставленного звука щ изолированно, в слогах, в начале слова (со слогами ща, щу, ще, щё, щи), фразах (ответах на вопросы со словами: щавель, щи, щука, щёки, щупальца, щётка, щенок, угощу, щепка и т.д.)
V. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отобранных) звуков (с-ш) в словах, фразах, играх; «Кто быстрее соберет вещи?», «Что подарим Маше, а что подарим Сане?», «Дополни предложения».
VII. Доработка материала, который ребенок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога на в игре «Где находится предмет?» (с игрушками и предметами).
|
|
Этот план пишется в индивидуальной тетради ребенка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизируется, в тетради записываются слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дни дома. Можно предложить родителям нарисовать картинки к записанным логопедом словам, загадкам, чистоговоркам. Например:
-Щеткой чищу я щенка,
_Щекочу ему бока.
Индивидуальный план работы
(подробный)
I. Развитие фонематическрго восприятия:
различение на слух звуков (ч-щ) в слогах, словах.
Задание 1: хлопни в ладоши если услышишь звук щ (ч, щ, щ, ч, ча, ща, чу, щу, че, ще, ащ, ач, ущ, ещ, еч и т.д.)
Задание 2: разложить картинки в две стопки (на «бочку» - картинки со звуком ч, в «ящик» - картинки со звуком щ).
II. Обработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука щ.
1. «Приклей конфетку» - положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. (4-5 раз).
2. «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (4-5раз).
3. «Киска слизывает сметану» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. (4-5 раз).
4. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подтянуты, но не касаются зубов. (4-5 раз).
5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не поджимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх. (4-5 раз).
|
|
6. «Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). (4-5 раз).
7. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке, прижеть широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
8. «Гармошка» - язык присосать к нёбу, не отпуская язык, раскрывать и закрывать рот.
III. Постановка звука щ от ш: боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух с силой выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
IV. Автоматизация поставленного звука щ.
1. Изолированно: щ-щ-щ.
2. В слогах: ща-ща-ща, щу-щу-щу, що-що-що, ще-ще-ще, щи-щи-щи.
3. Вначале слова, фразах: щавель, щука, щупальца, щи, щит, щипцы, щётка, щёки, щегол, щепка, щетина.
Закончить предложения по картинкам:
Алёша поймал (щегла).
Папа вытащил на берег большую (щуку).
Мама варит (щи) из (щавеля).
Паше купили (щенка).
У мальчика (щётка).
У кальмара (щупальца).
4. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в слове.
Например: щи – 1 часть (слог), звук щ в начале слова, щука – 2 части (слога), звук щ в начале слова.
5. Автоматизация звука щ на последующих занятиях в середине и конце слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.
Например:
Ящик, вещи – Где лежат вещи? – Вещи лежат в ящике.
Плащ – Что висит на вешалке? – На вешалке висит плащ.
Лещ – Что поймал Лёша? – Лёша поймал леща.
Ве-щи – 2 части (слога). Звука щ в середине слова.
И так делается разбор с каждым изучаемым словом.
6. Затем на последующих занятиях звук щ обрабатывается в словах со стечением согласных. Например:
Тщедушный – Какой был щенок? – Щенок был тщедушный.
Обувщик – Кто делает обувь? – Обувь делает обувщик.
Хищный – Кто хищный? – Волк хищный.
7. Далее звук щ автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадках, пересказе рассказов.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку и уголке.
Усищи когтищи, а моется всех чище.
(Кашка).
8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков (ч-щ), (с,-щ),(ш-щ) по той же схеме: изолированно, в словах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.
V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи.
1. В игре «Кто быстрее соберет вещи?» Нужно разложить вещи (предметные картинки) по двум чемоданам: один чемодан со звуком [ш], другой чемодан со звуком [c].
Набор картинок для игры: шапка, сумка, шлёпанцы, рубашка, шорты, сандалии, сарафан.
2. Игра «Что подарим Маше, а что подарим Сане?»
Надо отобрать картинки, например:
Сане подарим санки,
Маше подарим шубу и т.д.
3. Игра «Договорим предложения».
У Миши на голове … шапка.
У мамы в сумке … сайка.
В лесу живет бурый … мишка.
На столе стоит железная … миска.
У солдата на голове … каска.
На завтрак вкусная … кашка.
VI. Доработка материала, который ребенок не усвоил на занятии.
Например: предлог на в игре «Где находится предмет?»
КАРТОЧКА № 1.
Звук Щ – характеристика: согласный, глухой, мягкий.
Артикуляция: губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы сближены. Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель. Боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
ЩУ - ЩУ – ЩУ
1. ЩУКА – Кого поймали? – ПОЙМАЛИ ЩУКУ.
2. ИЩУ, ТАЩУ, УГОЩУ, ПИШУ, ТРЕЩУ,
|
|
ЩУПАЮ – что ты делаешь?
3. ЩУКУ Я ТАЩУ, ТАЩУ,
ЩУКУЯ НЕ УПУЩУ.
КАРТОЧКА № 2.
Щ - ЩА – ЩА – ЩА
1. ЩАВЕЛЬ – Что растёт в огороде?
2. ИЩА – Что необходимо человеку?
3. РОЩА – Что зеленеет весной?
4. ПЛОЩАДЬ – Куда пошли дети?
5. ОБЕЩАЕТ ( не баловаться ) - Что делает шалун?
6. ПИЩАТЬ – Что может делать маленький котёнок?
7. УГОЩАТЬ – Что будет делать мальчик в день своего рождения?
8. ТРЕЩАТЬ – Что умеет трещётка?
9. ПРОЩАТЬ – Что умеет мама?
КАРТОЧКА № 3.
Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.
ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ
1. ЩЁКИ – Что мёрзнет зимой?
2. ЩЁТКА – Чем чистят зубы?
3. ЗАЩЁЛКА – Что бывает на двери?
4. МОЩЁНЫЙ – Какой тротуар?
5. СГУЩЁНКА – Что Лена любит кушать?
6. ЩЁЛКАЕТ – Что делает птица клювом?
КАРТОЧКА № 4.
Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.
ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ
1. ЩЕЛЬ – Что бывает между досками? –
2. УЩЕЛЬЕ – Где ползает уж? –
3. ЩЕПКА – Дрова рубят топором. Что летит от дров? –
4. ИЩЕЙКА – Как называют собаку, которая ищет? –
5. УГОЩЕНИЕ – Что нужно для праздника? –
6. ПРОЩЕНИЕ – Что нужно наказанному ребёнку? –
7. ЩЕТИНА – Из чего делают щётку? –
8. ЩЕГОЛ – Кто сидит на ёлке? –
9. ЩЕНОК – Кто у собаки?-
КАРТОЧКА № 5.
Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.
ЩИ – ЩИ – ЩИ
1. ЩИ – Что готовит мама на обед? –
2. ЩИТ – Что нужно войну? –
3. ЛЕЩИ – Кто плавает в реке? –
4. ПЛАЩИ – Что нужно, чтобы не промокнуть под дождём? –
5. ВЕЩИ – Что собирает мама в чемодан? –
6. ОВОЩИ – Что растёт на грядке? –
7. ЯЩИК – Куда складывают инструмент? –
8. КЛЕЩИ – Как называется инструмент для вытаскивания гвоздей? –
9. ЗАЩИТА – Что нужно малышу? –
10. ТРЕЩИНА – Что бывает в доске? –
11. ПИЩИТ – Что делает щенок? –
12. ТАЩИТ – Что делает носильщик с вещами? –
13. ЩИПЛЕТ – Что делает коза с травой? –
КАРТОЧКА № 6.
Звук Щ в словах со стечением согласных:
1. МОЩНЫЙ – Какой поток воды? –
2. ИЗЯЩНЫЙ – Утончённый, красивый …-
3. ХИЩНЫЙ – Какой волк? Какой тигр? –
4. ПОМОЩНИК – Кто помогает? –
5. ОВОЩНОЙ – Суп из овощей? –
|
|
6. ТЩЕДУШНЫЙ – Тот, кто слабый, беспомощный? –
КАРТОЧКА № 7.
Щ