Индивидуального занятия. I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков

(краткий)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков

(ч-щ) в слогах, словах.

 

II. Обработка артикуляционных упражнений для формирования произношения звука [ щ ].

1. «Приклей конфетку»- 4-5 раз.

2. «Рупор» - 4-5 раз.

3. «Киска слизывает сметану» - 4-5 раз.

4. «Чашечка» - 4-5 раз.

5. «Фокус» - 4-5 раз.

6. «Маляр» - 4-5 раз.

7. «Грибок» - 4-5 раз.

8. «Гармошка» - 4-5 раз.

 

III. Постановка звука щ (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях), от звука ш.

 

IV. Автоматизация поставленного звука щ изолированно, в слогах, в начале слова (со слогами ща, щу, ще, щё, щи), фразах (ответах на вопросы со словами: щавель, щи, щука, щёки, щупальца, щётка, щенок, угощу, щепка и т.д.)

 

V. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в этих словах.

 

VI. Дифференциация (ранее отобранных) звуков (с-ш) в словах, фразах, играх; «Кто быстрее соберет вещи?», «Что подарим Маше, а что подарим Сане?», «Дополни предложения».

 

VII. Доработка материала, который ребенок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога на в игре «Где находится предмет?» (с игрушками и предметами).

 

Этот план пишется в индивидуальной тетради ребенка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизируется, в тетради записываются слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дни дома. Можно предложить родителям нарисовать картинки к записанным логопедом словам, загадкам, чистоговоркам. Например:

-Щеткой чищу я щенка,

_Щекочу ему бока.


Индивидуальный план работы

(подробный)

 

I. Развитие фонематическрго восприятия:

различение на слух звуков (ч-щ) в слогах, словах.

Задание 1: хлопни в ладоши если услышишь звук щ (ч, щ, щ, ч, ча, ща, чу, щу, че, ще, ащ, ач, ущ, ещ, еч и т.д.)

Задание 2: разложить картинки в две стопки (на «бочку» - картинки со звуком ч, в «ящик» - картинки со звуком щ).

 

II. Обработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука щ.

1. «Приклей конфетку» - положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. (4-5 раз).

2. «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (4-5раз).

3. «Киска слизывает сметану» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. (4-5 раз).

4. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подтянуты, но не касаются зубов. (4-5 раз).

5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не поджимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх. (4-5 раз).

6. «Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). (4-5 раз).

7. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке, прижеть широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

8. «Гармошка» - язык присосать к нёбу, не отпуская язык, раскрывать и закрывать рот.

III. Постановка звука щ от ш: боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух с силой выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

IV. Автоматизация поставленного звука щ.

1. Изолированно: щ-щ-щ.

2. В слогах: ща-ща-ща, щу-щу-щу, що-що-що, ще-ще-ще, щи-щи-щи.

3. Вначале слова, фразах: щавель, щука, щупальца, щи, щит, щипцы, щётка, щёки, щегол, щепка, щетина.

 

Закончить предложения по картинкам:

Алёша поймал (щегла).

Папа вытащил на берег большую (щуку).

Мама варит (щи) из (щавеля).

Паше купили (щенка).

У мальчика (щётка).

У кальмара (щупальца).

4. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в слове.

Например: щи – 1 часть (слог), звук щ в начале слова, щука – 2 части (слога), звук щ в начале слова.

5. Автоматизация звука щ на последующих занятиях в середине и конце слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

Ящик, вещи – Где лежат вещи? – Вещи лежат в ящике.

Плащ – Что висит на вешалке? – На вешалке висит плащ.

Лещ – Что поймал Лёша? – Лёша поймал леща.

Ве-щи – 2 части (слога). Звука щ в середине слова.

И так делается разбор с каждым изучаемым словом.

6. Затем на последующих занятиях звук щ обрабатывается в словах со стечением согласных. Например:

Тщедушный – Какой был щенок? – Щенок был тщедушный.

Обувщик – Кто делает обувь? – Обувь делает обувщик.

Хищный – Кто хищный? – Волк хищный.

7. Далее звук щ автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадках, пересказе рассказов.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

 

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

 

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку и уголке.

 

Усищи когтищи, а моется всех чище.

(Кашка).

8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков (ч-щ), (с,-щ),(ш-щ) по той же схеме: изолированно, в словах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.

 

 

V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи.

1. В игре «Кто быстрее соберет вещи?» Нужно разложить вещи (предметные картинки) по двум чемоданам: один чемодан со звуком [ш], другой чемодан со звуком [c].

Набор картинок для игры: шапка, сумка, шлёпанцы, рубашка, шорты, сандалии, сарафан.

2. Игра «Что подарим Маше, а что подарим Сане?»

Надо отобрать картинки, например:

Сане подарим санки,

Маше подарим шубу и т.д.

3. Игра «Договорим предложения».

 

У Миши на голове … шапка.

У мамы в сумке … сайка.

 

В лесу живет бурый … мишка.

На столе стоит железная … миска.

 

У солдата на голове … каска.

На завтрак вкусная … кашка.

VI. Доработка материала, который ребенок не усвоил на занятии.

Например: предлог на в игре «Где находится предмет?»

 

КАРТОЧКА № 1.

 

Звук Щ – характеристика: согласный, глухой, мягкий.

 

Артикуляция: губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы сближены. Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель. Боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

 

 

ЩУ - ЩУ – ЩУ

1. ЩУКА – Кого поймали? – ПОЙМАЛИ ЩУКУ.

 

2. ИЩУ, ТАЩУ, УГОЩУ, ПИШУ, ТРЕЩУ,

ЩУПАЮ – что ты делаешь?

 

3. ЩУКУ Я ТАЩУ, ТАЩУ,

ЩУКУЯ НЕ УПУЩУ.

КАРТОЧКА № 2.

 

Щ - ЩА – ЩА – ЩА

1. ЩАВЕЛЬ – Что растёт в огороде?

2. ИЩА – Что необходимо человеку?

3. РОЩА – Что зеленеет весной?

4. ПЛОЩАДЬ – Куда пошли дети?

5. ОБЕЩАЕТ ( не баловаться ) - Что делает шалун?

6. ПИЩАТЬ – Что может делать маленький котёнок?

7. УГОЩАТЬ – Что будет делать мальчик в день своего рождения?

8. ТРЕЩАТЬ – Что умеет трещётка?

9. ПРОЩАТЬ – Что умеет мама?

 

КАРТОЧКА № 3.

 

 

Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.

 

ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ

1. ЩЁКИ – Что мёрзнет зимой?

2. ЩЁТКА – Чем чистят зубы?

3. ЗАЩЁЛКА – Что бывает на двери?

4. МОЩЁНЫЙ – Какой тротуар?

5. СГУЩЁНКА – Что Лена любит кушать?

6. ЩЁЛКАЕТ – Что делает птица клювом?

КАРТОЧКА № 4.

 

 

Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.

 

ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ

1. ЩЕЛЬ – Что бывает между досками? –

2. УЩЕЛЬЕ – Где ползает уж? –

3. ЩЕПКА – Дрова рубят топором. Что летит от дров? –

4. ИЩЕЙКА – Как называют собаку, которая ищет? –

5. УГОЩЕНИЕ – Что нужно для праздника? –

6. ПРОЩЕНИЕ – Что нужно наказанному ребёнку? –

7. ЩЕТИНА – Из чего делают щётку? –

8. ЩЕГОЛ – Кто сидит на ёлке? –

9. ЩЕНОК – Кто у собаки?-

 

КАРТОЧКА № 5.

 

Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.

 

ЩИ – ЩИ – ЩИ

1. ЩИ – Что готовит мама на обед? –

2. ЩИТ – Что нужно войну? –

3. ЛЕЩИ – Кто плавает в реке? –

4. ПЛАЩИ – Что нужно, чтобы не промокнуть под дождём? –

5. ВЕЩИ – Что собирает мама в чемодан? –

6. ОВОЩИ – Что растёт на грядке? –

7. ЯЩИК – Куда складывают инструмент? –

8. КЛЕЩИ – Как называется инструмент для вытаскивания гвоздей? –

9. ЗАЩИТА – Что нужно малышу? –

10. ТРЕЩИНА – Что бывает в доске? –

11. ПИЩИТ – Что делает щенок? –

12. ТАЩИТ – Что делает носильщик с вещами? –

13. ЩИПЛЕТ – Что делает коза с травой? –

КАРТОЧКА № 6.

 

Звук Щ в словах со стечением согласных:

 

1. МОЩНЫЙ – Какой поток воды? –

2. ИЗЯЩНЫЙ – Утончённый, красивый …-

3. ХИЩНЫЙ – Какой волк? Какой тигр? –

4. ПОМОЩНИК – Кто помогает? –

5. ОВОЩНОЙ – Суп из овощей? –

6. ТЩЕДУШНЫЙ – Тот, кто слабый, беспомощный? –

 

КАРТОЧКА № 7.

 

Щ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: