(подробный)
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура?»
Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба).
II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш.
1. «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз).
2. «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).
3. «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз).
4. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз).
5. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз).
6. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз).
|
|
III. Постановка звука Ш.
Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема.
Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а ( в результате слышится слог Ша).
Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.
IV. Автоматизация поставленного звука Ш.
1. Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише).
2. В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно).
3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.
Например:
· Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль.
· Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал.
· Шалун – Кто Вова? – Вова шалун.
· Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д.
4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова.
5. Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.
Например:
· Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка.
|
|
· Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал.
· Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу.
6. Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова.
Например: шка-шко-шку
· Шкаф – Что купили? – Купили шкаф.
· Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу.
7. Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах.
Например: аш-ош-уш-ыш-иш
· Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку.
· Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки.
8. Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д.
· Шапка да шубка.
Вот и весь Мишутка.
· Шайба да клюшка,
Вот и весь Илюшка.
· Чашка да ложка
Вот и весь Антошка.
9. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.
Например: игра «Вставь нужное слово»
1. сок – шок
Маша пила …(сок).
У Сани от боли был … (шок).
2. шутки - сутки
Папа приехал на следующие … (сутки).
Он сразу начал говорить … (шутки).
КАРТОЧКА №1
Звук Ш – характеристика: согласный, глухой, твердый.
Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха.