double arrow

Речевой материал к занятию.


Доскажи словечко.

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть, подскажи словечко! (Е.Серова).

 

Наш огород в образцовом порядке как на параде построились грядки.

Словно живая оградка вокруг – пики зеленые выставил….(лук)

 

Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли…(лапки)

 

Ну, давай играть в футбол! Забивай скорее…(гол)

 

Нам темно. Мы просим маму нам включить поярче….(лампу)

 

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось…..(мыло)

 

Молодчина эта Лина, лепит все из…(пластилина)

 

Заглянула в дверь коза, очень грустные….(глаза)

 

Тихо-тихо снег идет, белый снег мохнатый

Мы расчистим снег и лед во дворе….(лопатой)

 

Елочка, елочка, колкая…..(иголочка)

 

А возле этой елки бродили злые…..(волки)

 

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня….(луной)

 

На ветке не птичка – зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка. Кто же это?.......(белка)

 

Он соло пел среди ветвей, лейся дождик веселей,




Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать босиком по….(лужам)

 

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ….(лук)

Хоть я и сахарной зовусь, но от дождя я не размокла

Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я…..(свекла)

 

Крошка-сын к отцу пришел. И спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое …(плохо)

 

На одной ноге кружится беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица, музыкальная….(юла)

 

Слоговой аукцион.

ЛА – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ЛО – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом. Лошадь, лов, Лора.

ЛУ – лук, луна, лупа, лужа, луч, Луша, луковица, Лука.

 

Отгадай пословицу по двум словам.

1. Шило, мешок: шило в мешке не утаишь.

2. Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.

 

Скороговорки.

Говори, торопись, но смотри не ошибись.

Кол около стола, стол около кола. Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

 

Дятел дуб долбил, да не додолбил. Мама Милу с мылом мыла.

 

Павка на лавке плетет лапти Клавке. В зимний холод всякий молод.

 

Были галчата в гостях у волчат, были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят как галчата и, как волчата, галчата молчат.

 

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложка.

 

Свекла у Фёклы мокла и сохла.

Сохла и мокла пока не поблекла.

 

Объясни выражение.

Лакомый кусочек – что-нибудь заманчивое, привлекательное, соблазнительное.

Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред.

Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши(чурки) для изготовления мелких щепок, т.е. делать очень несложное дело.



Блоху подковать – проявить необыкновенную выдумку в каком – либо деле, умение, тонкое мастерство.

Как белка в колесе – беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.

Волк в овечьей шкуре – нехороший, лживый человек, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.

Искать иглу в стоге сена – о том, что нельзя найти, обнаружить.

 

Отгадай загадки.

1. Я землю копала

Ничуть не устала

А кто мной копал –

Тот и устал. (лопата)

 

2. Сидит дед , во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (лук)

 

3. Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки

 

4. В тихую погоду

Нет нас ни где.

Ветер подует –

Бежим по воде. (волны)

 

5. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый Год я – главная. (елка)

 

6. Сама не ем,

А людей кормлю. (ложка)

 

7. Пушистая вата плывет куда-то

Чем вата ниже , тем дождик ближе. (облако)

 

8. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (молния)

 

9. Под крышей четыре ножки,



А на крыше – суп да ложки. (стол)

 

10. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса. (велосипед)

 

11. В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (холодильник)

 

12. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

13. Белый камешек растаял,

На доске свой след оставил. (мел)

14. Круглое, красное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

15. Жидко, а не вода

Бело, а не снег. (молоко)

16. В раздевалке я служу,

На весу пальто держу. (вешалка)

17. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

18. Все время стучим,

Деревья долбим

Но их не калечим,

А только лечим. (дятлы)

19. Кто зимой холодной

20. В лесу бродит злой, голодный? (волк)

21. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

 

22. С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. Кто это? (белка)

 

23. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (пчела)

 

24. Маленького роста я

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу.

За собою хвост тащу. (иголка)

 

25. Ползун ползет, иголки везет. (ежик)

 

 

План индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [л’]

 

(пишется в индивидуальных тетрадях)

 

1. Развитие фонематического восприятия.

 

2. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

 

3. Коррекция звукопроизношения:

 

а) постановка звуков: с, з ,ц, ш, ж, ч, л, л’, р, р’;

б) автоматизация этих звуков слогах (прямых, обратных, открытых и со стечением согласных), в словах, фразах и самостоятельной речи;

в) дифференциация звуков.

 

4. Отработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов.

 

5. Развитие понимания речи.

 

6. Обогащение, уточнение и активизация словаря ребенка по лексическим темам.

 

7. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т. д.).

 

8.Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, составлению сюжетных рассказов).

 

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 

10. Обучение грамоте.

 

11. Развитие восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения и развитие мелкой моторики.

 

12. Воспитание интереса к занятиям, желания заниматься.

 

 







Сейчас читают про: