double arrow

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА «Л’».


- Губы в лёгкой улыбке, зубы видны.

- Зубы сближены.

- Кончик языка образует смычку с альвеолами, средняя часть языка поднимается к нёбу.

- Воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой.

- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.

- Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

 

Мягкий звук «Л’» обычно легко ставится по подражанию при условии хорошего произнесения твердого звука.

При произнесении слогов необходимо соблюдать правило длительности. Голос выключается только после произнесения звука «Л’», при этом кончик языка отпускается от верхних зубов.

 

ЗАНЯТИЕ № 1.

Артикуляционная гимнастика.

Жил-был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадался? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт-3,4 р.). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (выполняется упражнение «Лопаточка»).




ЛОПАТОЧКА.

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. (4-5 раз).

 

А теперь нашему язычку стало очень весело. А как улыбаешься ты, когда тебе весело. Давай и мы улыбнемся друг другу.

 

УЛЫБКА.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны (4-5 раз).

Увидел наш язычок вкусное варенье, что захотелось ему даже губки облизать.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу (7-10 раз).

 

Наелся наш язычок вкусного варенья и решил покататься на лошадке.

 

ЛОШАДКА.

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку (10-15 раз).

 

Путешествуя на лошадке язычок встретил индюка.

ИНДЮК.

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет) (7-10 раз).

А теперь наш язычок пусть немножко отдохнет..

.

 

Звук ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ (многократное отрывистое произнесение звука «ль» по подражанию за педагогом).

Губы в улыбке, зубы видны. Зубы сближены. Кончик языка поднят к альвеолам. Отрывисто произносим звук «Л’».

 

3. Повторение за педагогом слогов и слоговых рядов:

Сейчас я буду называть слоги, а ты будешь моим эхом, повторять их за мной.

АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ-ИЛЬ

ОЛЬ-УЛЬ-ИЛЬ-АЛЬ

УЛЬ-ИЛЬ-АЛЬ-ОЛЬ

ИЛЬ-АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ

 

4.Произносить слова:

а) с ударением на слоге:

Игра «Закончи слово».



А теперь мы поиграем в игру «Закончи слово». Я буду называть начало слова, а ты должен добавить звук «Л’» и назвать слово полностью. (На столе лежат картинки, закрытые экраном. Если ребенок называет слово правильно, то открываем соответствующую картинку.)

 

АЛЬ – ша…ль, ста…ль, дета…ль, меда…ль, педа…ль, фестива…ль;

ОЛЬ, УЛЬ – мо…ль, со…ль, фасо…ль;

ЫЛЬ - быль, пы…ль, ковы…ль, буты…ль, косты…ль;

ЮЛЬ, ИЛЬ– тю…ль, фити…ль;

ЕЛЬ – е…ль, мете…ль, ще…ль, пане…ль, шине…ль, щаве…ль.

б) без ударения на слоге:

Игра «Прятки».

(На мольберт выставляю картинки).

Сейчас мы поиграем в прятки. Сначала мы будем рассматривать и называть картинки, а затем закрыть глаза и по памяти их называть в том порядке, в котором они стояли на мольберте.

АЛЬ– пальто, батальон, почтальон.

УЛЬ, ЮЛЬ, – кульки, бульдог, тюльпан.

ЕЛЬ – китель, шницель, дельфин.

(На первоначальном этапе детям предлагаются ряды из трех картинок, постепенно их число увеличивается до 6-9 картинок).

 







Сейчас читают про: