Состав отчетности по МСФО и требования к ней

Требования к содержанию и структуре финансовой отчетности приводятся в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». В соответствии с данным стандартом финансовая отчетность предназначена для широкого круга пользователей. С ее помощью пользователи получают информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.

Отчетность по МСФО должна содержать сведения об активах, обязательствах, капитале и его изменениях, доходах и расходах, денежных потоках организации. Финансовая отчетность по МСФО включает:

1. Бухгалтерский баланс (balancesheet);

2. Отчет о прибылях и убытках (incomestatement);

3. Отчет об изменениях в собственном капитале (statementofchangesequity);

4. Отчет о движении денежных средств (cashflowstatement);

5. Пояснительныепримечания (accounting policies and explanatory notes).

Следует отметить, что аудиторское заключение в финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке не включается. Зато в подобную отчетность могут входить различные аналитические обзоры, касающиеся финансовых результатов, отчеты по вопросам охраны окружающей среды и т.п. Также в отчетности, формируемой по МСФО, отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств выступают в качестве самостоятельных форм отчетности, а не приложений к балансу и отчету о прибылях и убытках.

На титульном листе отчетности, формируемой в соответствии с международными стандартами, как правило, указывается информация о наименовании организации, отчетной дате или отчетном периоде, валюте отчетности и степени округления ее показателей. При этом в отличие от российской практики МСФО не содержат каких-либо образцов или форм отчетности. В международных стандартах указывается информация и требования к ее раскрытию в каждой составляющей отчетности.

Финансовая отчетность должна составляться ежегодно. В соответствии с МСФО (IAS) 34 организации могут составлять промежуточную отчетность. Годовая и промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность по МСФО должны строиться исходя из принципа начислений и принципа непрерывности деятельности.

Финансовое положение организации раскрывается при помощи бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе отображается информация об активах, обязательствах и собственном капитале организации. Он состоит из двух равных между собой частей (актива и пассива) и строится по принципу «баланса-нетто».

В МСФО 1 «Предоставление бухгалтерской отчетности» перечень элементов, которые должны быть включены в баланс. Этот перечень не является исчерпывающим, а носит рекомендательный характер. Кроме ранее перечисленных элементов в перечень включаются:

− инвестиционная недвижимость;

− финансовые активы;

− инвестиции, отраженные на основе долевого метода;

− биологические активы;

− активы и обязательства по отложенным налогам;

− доля меньшинства, представленная в капитале;

В баланс можно вводить дополнительные статьи, разделы, промежуточные показатели для более достоверного отображения информации о финансовом положении организации. Организация в любом случае обязана либо в бухгалтерском балансе, либо в примечаниях к нему раскрыть детализацию таких статей как:

− классы основных средств;

− виды дебиторской задолженности;

− структура запасов;

− виды резервов;

− структура капитала и фондов.

Финансовые результаты деятельности компании отображаются в отчете о прибылях и убытках. В данный отчет включается информация о доходах и расходах компании.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы отражаются отдельно, так как информация о них представляет ценность для принятия решений. Прочие доходы (расходы) часто отражаются за вычетом соответствующих расходов (доходов).

В зарубежной практике отчет о прибылях и убытках может иметь одноступенчатую форму (отдельно группируется информация о доходах и расходах, а чистая прибыль представляет разницу между ними) и многоступенчатую форму (чистая прибыль получается в результате последовательности расчетов). Наибольшее распространение получила многоступенчатая форма. Наиболее подходящий вариант отчета о прибылях и убытках выбирается руководством организации.

Отчет об изменениях капитала был введен относительно недавно. Введение данного отчета было обусловлено необходимостью адекватного отражения операций с валютой и переоценки. Отчет об изменениях капитал предназначен для сверки данных отчета о прибылях и убытках и данных о движении капитала за отчетный период. В отчете необходимо отображать следующие сведения:

− прибыль (или убыток) за отчетный период;

− переоценка основных средств;

− каждую статью дохода и расхода, которая согласно требованиям стандартов признается в капитале;

− по каждому компоненту капитала, на который оказало влияние изменение в учетной политике и исправление ошибок, учтенных в соответствии с МСФО.

Отчет о движении денежных средств – финансовый отчет, в котором указываются статьи использования денежных средств в течение отчетного периода. Этот отчет дает пользователям возможность оценить способность организации генерировать денежные средства и ее потребности в денежных средствах. В отчете отражаются потоки денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Примечания к финансовой отчетности должны:

− представлять информацию об основах составления финансовой отчетности и о специфике учетной политики;

− раскрывать информацию, которая не представляется непосредственно в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях капитала или отчете о движении денежных средств;

− представлять дополнительную информацию для адекватного понимания финансовой отчетности.

Примечания к отчетности должны отображать пояснения, на которые в отчетности даются ссылки. Примечания могут быть сформированы в отдельный компонент финансовой отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: