По степени охвата деятельности хозяйствующего субъекта отчетность можно подразделить на сводную (консолидированную) и сегментарную. Составление сводной бухгалтерской отчетности предусмотрено в случае наличия у акционерного общества дочерних и зависимых обществ, а также если учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на хозяйствующий субъект возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. Отчетность по сегментам содержит информацию о части деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей. Составление сегментарной отчетности регулируется положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010 (утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н) и рядом других нормативных документов.
Согласно ПБУ 12/2010 требования о представлении сегментарной отчетности распространяются на коммерческие предприятия. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, её хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
|
|
Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации:
а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);
б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;
в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.
Таким образом, внешняя сегментарная отчетность — это часть внешней (финансовой) отчетности организации, составляемой по отчетным сегментам (направлениям) деятельности и раскрывающей по этим сегментам финансовую информацию с целью обеспечения заинтересованных пользователей отчетности необходимыми данными для принятия оптимальных решений в отношении рассматриваемой организации, а также для осуществления прогнозного анализа будущих результатов, изменений активов и обязательств.
Целью внешней сегментарной отчетности является представление надежной, уместной и сравнимой информации, сформированной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким отчетам об организации по основным сегментам (направлениям) ее деятельности для внешних пользователей.
|
|
Задачи внешней сегментарной отчетности включают предоставление информации:
• для внешних пользователей по сегментам бизнеса компании для оценки ее деятельности;
• для расчета и анализа различных показателей (прибыли, убытков, реализации, выручки и т.д.) по сегментам деятельности и для компании в целом;
• для оценки различных рисков и прогнозирования будущих результатов компании по сегментам деятельности.
В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности:
а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
г) структурные подразделения организации.
Организация может использовать также следующие дополнительные условия:
а) специфический характер отдельного направления деятельности;
б) ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;
в) обособленность информации, представляемой совету директоров(наблюдательному совету) организации;
г) другие условия.
Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;
б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;
в) активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.